В английском классическом зодчестве XVII — начале XVIII века первоначально преобладает палладианство, в середине XVIII века возникает новое направление в классицизме, вобравшее в себя рациональные элементы. В архитектуре стремятся подчеркнуть конструктивный смысл гармонии. Идеальным обрамлением для здания нового типа комфортабельного жилого дома становится пейзажная среда «английского» парка.
Близость к классицизму проявилась уже в барочном кафедральном соборе Св. Павла в Лондоне (1675-1710 гг.), проект которого вместе с планом перестройки части Лондона является работой выдающегося английского архитектора К. Рена. Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Среди англичан неоклассицизм также проповедовали Джеймс Стюарт, начавший использовать греческий дорический ордер уже к 1758 г., и Джорж Данc Младший, который спроектировал Ньюгейтскую тюрьму в духе Пиранези.
В начале XIX века в архитектуре проступают черты ампира, особенно в творчестве Джона Соуна, ученика Данса. Ведущие архитекторы этого времени — Дж. Вуд, Дж. Нэш. Наиболее последовательным представителем классицизма в Англии был также рисовальщик-иллюстратор и скульптор Дж. Флаксмен. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества Роберта Адама и Национальный банк в Лондоне (1788 г.) Д. Соуна. Наибольший вклад в архитектуру и градостроительство сделал Д. Нэш — автор реконструкции Риджент Стрит, Букингемского Дворца, костелов и группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас (1825 гг.). Архитектурные комплексы, созданные по проектам Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм достигает своего расцвета в стильных и комфортабельных интерьерах работы Чиппендейла, Адамса и Шератона. Они повлияли на организацию жилой среды в Европе на длительный период. Возрождение греческой культуры популяризировал Томас Хоуп, чья работа «Домашняя мебель и внутреннее убранство» (1807 г.) стала английским вариантом «наполеоновского ампира», создававшегося в то время Персье и Фонтеном.
Однако при решении некоторых сооружений использовались античные приемы в таких значительных зданиях, как Национальная галерея (закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса) или Британский музей в Лондоне (1825-1847 гг.) и театр Ковент Гарден (1823 г.), относящийся к позднему классицизму (оба здания по проекту Р. Смерка).
Англия первой отдала дань и следующей стадии неоклассицизма — возрождению античной греческой архитектуры, но уже в небольших масштабах. Вслед за Англией этот стиль быстро подхватили повсюду, поскольку считалось, что он в большей степени отражает «благородную простоту и спокойное величие» классического греческого искусства, чем более поздние, менее «мужественные» ордера. Греческий дорический ордер не так гибок, из-за чего его довольно трудно было приспособить к современным задачам, даже в сочетании с римскими элементами или элементами. Возрастающий отрыв концепций классицизма от потребностей жизни открыл в Англии путь романтизму в архитектуре и искусстве.