Архитектура барокко

Церковь Св. Яна Непомуцкого, Мюнхен - www.Arhitekto.ru

В XVI в. в некоторых странах под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. Одновременно укрепляется господство светских властей. Новый художественный стиль — барокко - отвечает стремлению мощь и богатство путем внешнего их выражения.

Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

Основные признаки барокко

Строительная техника стиля барокко

Многообразие стилей

Архитектура барокко в Италии

Церковь Иль-Джезу, Рим

Достройка собора Св. Петра. Карло Мадерна

Лоренцо Бернини

Площадь собора Св. Петра. Бернини

Церковь Сант Андреа ин Квиринале, Рим. Лоренцо Бернини

Динамическое барокко. Франческо Борромини

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Борромини

Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди

Гварино Гварини - туринский мастер

Палаццо Кариньяно, Турин. Гварино Гварини

Палаццо Пезаро, Венеция. Бальдасар Лонгена

Карло Фонтана

Виллы Италии

Итальянский жилой интерьер XVII — первой половины XVIII в.

Города и ландшафтная архитектура периода барокко

Архитектура барокко во Франции

Французское искусство XVII в.

Жак Лемерсье

Франсуа Мансар. Замок Мэзон-Лафитт

Луи Лево. Замок Во ле Виконт

Дворцово-парковый ансамбль Версаль

Версаль — наследие «века Людовика XIV»

Жюль Ардуэн Мансар

Фасады Лувра

Интерьеры в «стиле Людовика XIII»

Пышный «стиль Людовика XIV» в интерьере

Парижский дворец (отель)

Французский парк

Королевская площадь

Французская культура XVIII века

Архитектура Испании в стиле барокко

Хосе Чурригера

Испанский стиль чурригереск

Нидерландское барокко

Новая ратуша в Амстердаме. Якоб ван Кампен

Венцель Коберхер

Интерьер в стиле барокко Фландрии

Культура Фландрии в XVII веке. И. Тэн

Архитектура Германии в стиле барокко

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге. Франсуа Кювилье

Вальтассар Нейман. Аббатство Нересхейм и церковь Фирценхайлигена

Вюрцбургский замок

Архитектура Дрездена в стиле барокко

Цвингер, Дрезден. Пёппельман

Дворец Сан-Суси, Потсдам. Кнобельсдорф

Андреас Шлютер

Барочные интерьеры немецких церквей XVIII в.

Архитектура Австрии в стиле барокко

Иоганн Фишер фон Эрлах

Загородные аристократические венские дворцы конца XVII - начала XVIII века. Фишер

Церковь Св. Карла Борромея, Вена. Фишер

Иоганн Хильдебрандт

Чешские постройки в стиле барокко

Ранннее чешское барокко

Расцвет барокко в Чехии. «Барочная готика»

Кристоф и Килиан Игнац Динценгоферы

Позднее барокко в Чехии

Английская архитектура второй половины XVII - начала XVIII века

Иниго Джонс - основатель английского палладинтизма

Кристофер Рэн. Собор Св. Павла

Гринвичский госпиталь. Рэн

Джон Вэнброу

Замок Бленхейм. Вэнброу

Николас Хоксмур

Джеймс Гиббс

Неопалладианизм в Англии XVIII в. Лорд Берлингтон

Уильям Кент

Джон Вуд из Бата

Английские интерьеры XVII-XVIII века

Стиль королевы Анны в английском интерьере начала XIII в.

Виллы и загородные резиденции

Архитектура барокко в России

Зарождение русского барокко

«Нарышкинский стиль», или московское барокко

Голицынский стиль

«Меньшикова башня» в Москве. Архитектор И.П. Зарудный

Первоначальная планировка Петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга петровской эпохи

Первый русский архитектор Михаил Земцов

Интерьеры Петербурга начала XVIII в.

Вклад Леблона в строительство Петербурга и Петергофа

Немецкие архитекторы петровского периода строительства Петербурга - Шлютер, Швертфегер и Шедель

Исчезнувшие дворцы Петербурга. Дом Апраксина

Постройки архитектора Трезини

Первый Зимний дворец

Русское зрелое барокко

Архитектор Растрелли

Второй Зимний дворец

Третий Зимний дворец

Деревянный Зимний дворец на Невском проспекте

Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе)

Андреевская церковь, Киев. Растрелли

Зимний дворец Растрелли

Интерьеры русского зрелого барокко

Стиль рококо

Возрождение классицизма

Источники