Роберт Адам (1728-1792 гг.) был в основном архитектором жилых помещений — строителем городских или деревенских домов, — и, таким образом, он имел возможность подтвердить некоторые свои новые идеи их классическими истоками. Ему удалось сделать себе имя и приступить к практической работе в 1758 году, хотя книга была опубликована лишь спустя шесть лет
.Почти сразу же он отделился от негибких последователей лорда Берлингтона и создал целый ряд новых элегантных мотивов отделки, причем некоторые основывались на темах Помпеи (Помпеи и Геркуланум были открыты в середине XVIII века), другие — на итальянских ренессансных формах (которые, в свою очередь, опирались на классические темы).
Это была самая значительная часть революции в архитектуре, совершенной Адамом, и такие мотивы очень скоро стали использоваться большинством лондонских архитекторов и строителей. На самом деле их продолжали применять почти до наших дней. Остальное содержание революции заключалось в идеях, связанных с тем, что братья Адам называли «динамикой», по сути тесно связанной с теорией живописного стиля. В первом томе «Архитектурных работ Роберта и Джеймса Адамов», опубликованном в 1773 году, объясняется то, что они намеревались сделать:
«Мы льстим себя надеждой, что нам удалось в какой-то степени постигнуть прекрасный дух античности и пронести его, обновив и разнообразив, через все наши многочисленные работы». Они гордятся тем, что осуществили «более значительную динамику и многообразие внешней композиции и почти полное изменение внутренней отделки». Они изгнали из своих работ «массивные антаблементы, тяжеловесные, поделенные на отсеки потолки», а вместо них ввели «прекрасный набор легких лепных украшений, изящно и деликатно оформленных, правильно и искусно расположенных».
Эта книга увидела свет, когда братья Адам столкнулись с трудностями; в ней легко обнаружить нотку саморекламы, хотя их работы действительно обладали большинством перечисленных качеств, прежде всего динамикой внешней композиции, которая более полно определяется в связи с южным фасадом Кедлстон-Холл, Дербишир (это здание строилось приблизительно в 1765-1770 годах, но так и не было завершено):
«Динамика — это... взлет и падение, движение вперед и отступление к другим разнообразным формам в различных частях здания, чтобы значительно повысить живописность композиции. Потому что взлеты и падения, продвижение вперед и отход назад с выпуклостями, вогнутостями и другими формами больших частей имеют в архитектуре такой же эффект, какой на пейзаж оказывают горы и долины, фон и расстояние, возвышенность и спуск. То есть они служат созданию приятных и разнообразных очертаний, которые сходятся и расходятся, гармонируют и контрастируют, словно картина, наделяющая композицию настроением, красотой и впечатлением».
Полностью отработанный стиль Адама можно изучать по целому ряду домов, поскольку братья были очень деятельными архитекторами, но два лучших здания — это Остерли-парк-Хаус в Мидлсексе и Сион-Хаус в Брентфорде, тоже Мидлсекс. Оба здания находятся вблизи от Лондона и были начаты вскоре после того, как Роберт приступил к практике.