Структурные эксперименты, осуществленные в рамках религиозной архитектуры, трудно перенести в сферу строительства частых или королевских резиденций, так как здесь поле поисков сужается вследствие требований, предъявляемых к жилью. Охотничий дворец Ступиниджи в окрестностях Турина представляет собой исключение. Его крестообразный план с овальным ядром, сходный с проектами Фишера фон Эрлаха (дворец Альтхан в Вене) и Боффрана (Мальгранж), свидетельствует об интересе к центрированному плану, но каркасная структура главной гостиной больше всего напоминает религиозную архитектуру.
Многие архитекторы ведут поиски в иных направлениях. Французский замок — в Во или в Мезоне — уже являет собой продукт синтеза, и та же тенденция к слиянию различных типов наблюдается во многих других сооружениях. Для римского палаццо Барберини характерны черты виллы: отсутствие внутреннего двора, широкие оконные проемы, глубокий портик. В резиденции Вюрцбурга входной двор и череда павильонов, как во французском замке, сочетаются с высоким бельэтажем и прямоугольными флигелями итальянского палаццо. В Кэстл-Ховард и в Бленхейме Вэнбро создаст синтез палладиевской виллы и французского замка. У первой он заимствует организацию вокруг центрированного, симметричного блока, который в Кэстл-Ховард увенчан куполом, а в Бленхейме располагается за портиком с фронтоном. От второго он сохраняет П-образный план, последовательность внутренних дворов, деление на павильоны.
Искусство планировки под влиянием французских архитекторов достигает прежде неведомого уровня. В эпоху Ренессанса для создания симметрии в центре здания стали размещать лестницу, что имело негативные последствия для внутренней организации замка: центральный корпус разделен надвое, а жилые апартаменты сдвинуты к боковым крыльям. Проблему можно было решить только одним путем — отделить остающийся в центре вход от размещенной сбоку лестницы. Так поступает Мансар в Мезоне, где в центре жилого этажа вновь располагается большая гостиная для приема гостей. С другой стороны, утверждение принципа сдвоенной планировки — два ряда параллельных комнат — делает возможным существование анфилады с выходом в сад, создание поперечной оси, проходящей через центр здания и размещение лестницы сбоку, в стороне от череды комнат. Именно в боковых зонах, начиная с XVII в., станут во множестве появляться внутренние лестницы, коридоры и комнаты для прислуги,. что свидетельствует о повышенном внимании к комфорту и уюту.
Архитекторы уделяют большое внимание и тому, как соотносится жилище с окружающей средой. Сначала они стараются наилучшим образом согласовать внутреннюю планировку с композицией всего ансамбля. Замок в Мезоне с этой точки зрения не дает удовлетворительного решения. Центральный павильон лишается своего значения, поскольку расположенная сбоку лестница снаружи не видна. Зато в Во, где итальянская гостиная, увенчанная куполом с колоколенкой, располагается в самом центре здания и образует выступ, Лево достигает гармоничного сочетания между типично французским вкусом к игре с пространственными объемами и новшествами в сфере внутренней планировки.
Этот принцип выступа — изогнутого или многоугольного — будет применяться неоднократно. Другая тенденция состоит в том, чтобы наилучшим образом вписать жилище в окружающую среду — в частности, в сады и парки. Систематическое увеличение оконных проемов и все более частое размещение жилых комнат на первом этаже неопровержимо свидетельствуют о желании «вписать» здание в пейзаж.