Рост хозяйственной деятельности привел к развитию городов, которые приобретают масштабы, не известные средневековью. На место относительно узких местных горизонтов итальяниских городов-коммун приходят идеалы общенационального порядка, способные создать как творческий подъем, так и новые, более широкие формы воплощения передовых стремлений в искусстве. Папа и хотел и мог материально поддержать эти стремления мастеров архитектуры, скульптуры, живописи. Он желал, чтобы их Рим затмил своим блеском Рим античности. Он обладал такими средствами, каких в Италии не имел никто, кроме Венеции. Все это привлекает в Рим лучших мастеров со всех концов страны.
В связи с тенденцией придать «Вечному городу» современный характер перед художниками ставятся крупные задачи. Закладывается композиционная основа города, которая постепенно наполняется монументальными сооружениями церковного и светского характера. Возникают новые площади, для процессий верующих сквозь застройку пробиваются новые улицы. При этом создается режиссура впечатлений от фонтанов, памятников, а существующий рельеф используется для организации террас и лестниц.
Очень важным становится также изменение масштаба. Новые соборы, монастыри, дворцы, виллы и замки намного превышают своими размерами существующую застройку. Пространства получают иной масштаб и новый образ, особенно площадь Св. Петра.
До сих пор художественный облик Рима в основном определяют архитектурные сооружения, созданные здесь в XVI и потом в XVII-XVIII веках.
Симметричный чертеж расширения Турина, которое началось еще в эпоху Ренессанса, исходит из сохранившегося с античных времен плана в форме шахматной доски. Этими работами руководили умерший в 1625г. Асканио Витоцци (на юге), Карло и затем Кастелламонте в XVII в, (на востоке), наконец, в следующем столетии Ювара (на западе). Площадь Сан-Карло, разбитая в 1638 г. на одной оси с герцогским двором, отличается тем, что с обеих сторон главной магистрали располагаются две церкви.