Символическое толкование готического искусства

Древняя иносказательная традиция, культивировавшаяся в средневековом сознании, чрезвычайно обогащала и углубляла взаимоотношения человека с миром духовных ценностей (в сущности, определяя их). Символизм средневекового мышления придавал мировосприятию стройность и упорядоченность. Склонный к символическим интерпретациям средневековый ум проявил себя как в стремлении искусства к чувственпому воплощению ирреального, к выражению непознаваемого через постоянно подыскиваемые ему в реальности подобия, так и в наделении искусства особым значением не только как всякого явления бытия, но как создаваемого преимущественно ради его толкования и смысла. Возможность символической интерпретации одухотворяла и возвышала каждое понятие, и каждый художественный образ способен был, таким образом, в своем истолковании объять всю необъятность мира. Он мог быть близким и волнующим как для самого широкого круга людей, так и для избранного круга духовной элиты. Любая тема была полна глубокого и тайного значения, волновавшего сердце и ум и объединявшего в их переживаниях людей самых различных слоев и уровня образования, а готический собор полнотою своих символов говорил о таинстве Неба и чудесах земли. Восприятие избранной темы никогда не было и для самого средневекового художника чисто формальным. Она была внутренне близка ему и многое говорила его душе. Поэтому и невозможно представить этого мастера бездушным ремесленником, слепым исполнителем чужого замысла. Выражая языком изобразительного искусства нередко подсказанный ему сюжет, он вкладывал в свое творение не только все умение своих рук, но и силу ума и глубину души, все свое понимание мира.

Духовное богатство, высокая одухотворенность и внутренняя глубина постепенно открываются при соприкосновении с миром готического искусства по мере проникновения в его символический смысл и познания его символического строя. Средневековая мысль породила немало сочинений, в которых упорядочивалось и приводилось в своеобразную систему и само символическое истолкование церковного искусства и архитектуры. Гонорий Отэнский в XII веке, Сигер Кремонский, Робер из Тюи, Пьер де Руасси на рубеже XII-XIII веков, Гийом Дуранд к концу XIII века подробно разобрали и обосновали символическое значение каждого архитектурного элемента храма — воплощения града божьего на земле — и многих его украшений.

Естественная привычка средневекового мышления к символическому осмыслению окружающего наделила условным смыслом каждую архитектурную часть:

  • боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета,
  • столбы и колонны как апостолы и пророки, несущие свод,
  • порталы — как преддверие рая;
  • готический интерьер, ослепительно сияющий, символизировал небесный рай.

Гонорий Отэнский дает несколько иную символическую трактовку храма:

  • столбы и колонны церкви, обычно сравниваемые с пророками и апостолами, сравнивает с епископами, подпирающими здание церкви,
  • своды, покрывающие храм, сравнивает с покровительствующими церкви светскими князьями.

В средневековом богословии сложилась традиция уподобления возведения храма Священному писанию: фундамент постройки сравнивался с буквальным смыслом писания, а воздвигнутый на его основании храм символизировал его аллегорический смысл, содержащуюся в нем божественную премудрость.

Такие характерные плоды средневекового символического мышления, как «De gemma animae» Гонория Отэнского или «Speculum ecclesiae» Пьера де Руасси, как и символическая интерпретация храмовой декорации в сочинениях Сугерия, показывают, что нахождение символического значения произведениям искусства было в средние века одной из существенных граней процесса освоения и приятия искусства и окончательного определения его места и роли в средневековой церкви и средневековом обществе.

Собор в Нойоне. Интерьер - www.Arhitekto.ru

Собор в Нойоне. Интерьер. Ок. 1170-1205 гг.

Читайте также:

Источники