Закладка собора была не менее торжественным событием в жизни средневекового города, чем освящение завершенного храма. Она сопровождалась празднествами и шествиями; при огромном стечении народа, в присутствии приглашенных на торжество князей церкви и знатных особ, а в некоторых случаях в присутствии короля и членов королевской фамилии происходила пышная церемония закладки городского храма. Епископ закладывал первый камень будущей постройки, на месте строительства совершались торжественные богослужения. Затем наступали строительные будни.
День за днем на обширной территории, отведенной под строительство, среди узеньких улочек и скученных домов подымалось невиданное, грандиозное, великолепное сооружение, поражающее величием, роскошью, блеском и красотой, что сравнение с Соломоновым храмом невольно приходило на ум современникам, видевшим в городском соборе воплощение небесного Иерусалима на земле, а у свидетелей того, как медленно шла достройка огромного и, казалось, незавершаемого здания, возникали горькие ассоциации со строительством Вавилонской башни. Однако в XII и XIII веках, о которых идет речь, строительный энтузиазм отнюдь не иссякал, а, напротив, креп и расширялся.
После закладки церкви на земле проводили наметку основных линий разработанного архитектором плана. Много времени и труда требовало сооружение глубокого и прочного фундамента будущего храма. Затем строили укрытия, бараки для строителей и другие подсобные хозяйственные помещения, и только после этого приступали к возведению стен и столбов и постройке деревянных лесов.
Обработка камня в готическую эпоху требовала гораздо больше времени и средств, чем в романском строительстве. Точность и чистота обтески каменного квадра была залогом будущего художественного эффекта изысканной четкости архитектурных линий готического сооружения.
Строительство начинали, как правило, с хоровой части, в которой можно было совершать богослужения уже тогда, когда западная часть храма еще находилась в процессе постройки.
Крыша сооружалась обычно до перекрытия церкви сводами, чтобы можно было вести строительство внутри во время дождя и непогоды. Когда своды были готовы и кружала удалялись , начиналась работа по вставке витражей в оконные проемы, мощение пола и оформление интерьера. Скульптурные работы велись как in situ, так и в располагавшейся неподалеку от строительства скульптурной мастерской.
Процесс строительства готического храма протекал несколько десятков лет, но полное завершение постройки тянулось столетиями. Должно было смениться несколько поколений зодчих, прежде чем величественный собор окончательно очищался от лесов и поднимался над городом. За это время мастера, власти и вкусы неоднократно менялись, что не могло не сказаться на ведении постройки и облике всего сооружения в целом. Несмотря на то, что многие из готических храмов включают разновременные части, созданные в пределах нескольких столетий, каждый из них не только индивидуально своеобразен, но и производит впечатление целостного живого организма. Процесс сооружения храма, требовавший жизни нескольких поколений мастеров, полный поисков, ошибок, промахов, находок и новых поисков, протекал естественно и органично.
Требующий огромного искусства и знаний труд готических мастеров увековечен в созданных ими храмах — лучших памятниках готической эпохи. Средневековая организация возведения крупного общественного сооружения имеет много общих черт с организацией строительства в древности и в Новое время, вплоть до тех пор, пока существовала и развивалась техника каменного зодчества. Традиции строительных работ в средние века восходят к римским временам, а от римской эпохи к глубокой древности.