К концу XII — началу XIII столетия среди множества традиционных аллегорических изображений на рельефах фасадов готических соборов появляется и аллегорическая фигура Архитектуры. В качестве атрибутов ей даются те же предметы, которые характеризуют аллегорию Геометрии,— циркуль, линейка и наугольник.
Аллегорический образ Геометрии сложился еще в раннее средневековье, и при описаниях или изображениях средневековые авторы следовали традиции, восходящей к сочинению Марциана Капеллы, в соответствии с которой и в готическом искусстве аллегория Геометрии была представлена величественной девой со своими атрибутами. Ей давались в руки сфера — символ вселенной, соразмерность которой она была призвана постичь и раскрыть, и radium, то есть линейка, измерительная трость, а иногда циркуль. Так изображалась Геометрия на рельефах готических фасадов, в миниатюре романской и готической эпохи, в готических витражах и в произведениях прикладного искусства, с этими атрибутами она описывалась в средневековой литературе.
Аллегории Архитектуры, появившейся к XIII веку и представляемой в рельефах и витражах готических храмов мужской фигурой, разумеется, не перешла по наследству от Геометрии сфера, характеризующая умозрительный характер этого знания, но ее практические атрибуты - линейка и циркуль стали постоянными принадлежностями Архитектуры.
На северном фасаде Шартрского собора ей даны в качестве атрибутов циркуль и линейка; на фасаде Ланского собора она держит дощечку для записей измерений. На надгробной плите Гюга Либержье архитектор церкви Св. Никазия в Реймсе изображен с длинной линейкой и циркулем, в витражах Шартрского собора архитекторы снабжены циркулями и наугольниками, в витражном медальоне Реймского собора архитектор изображен с наугольником и циркулем, сидя за рабочим столом.
Таким образом, весьма характерно, что родившейся в XIII веке аллегории Архитектуры были приданы те же атрибуты — измерительные инструменты, что и одному из главных искусств квадривиума. В то же время в аллегории Архитектуры был подчеркнут практический характер этого искусства.
В миниатюрах французских морализованных Библий XIII века Бог в сценах сотворения мира также обычно изображался с циркулем в руке, как artifex mundi. Старинные представления о Боге как Архитекторе и Художнике мира в готическую эпоху обретают особенную конкретность. В дальнейшем они будут разработаны как в философской, так и в художественной мысли XIV и XV веков в сторону еще большей конкретности и сближения с образом человека — художника и творца.
Вместе с аллегорией Архитектуры в готическом искусстве появляются изображения аллегорий и других «механических искусств» — кузнечного дела, ткачества, а иногда и живописи. Однако архитектура раньше других практических знаний выделяется из среды «механических искусств», сближаясь со свободными искусствами, а иногда и соединяясь с ними. В то время как искусства, составляющие тривиум, долго сохраняют свою определенность и замкнутость, квадривиум с течением времени разлагается и разрастается; от него отпочковываются и к нему присоединяются другие области знаний.
Создание космоса «мерой, числом, весом».
Бог - архитектор Универсума. Миниатюра из английской Библии XIV в.