Храмовый ансамбль в Кхаджурахо

Храм Кандарья-Махадева. Кхаджурахо - www.Arhitekto.ru

В 954 г. к власти в одном из северо-индийских царств Чанделла пришел царь Дханга. Под влиянием жрецов культа «Капула-Капилика», проповедовавший жизненные наслаждения, Дханга строит в столице царства Кхаджурахо (территория и штата Мадхья-Прадеш) большое количество храмов этого культа.

Лучшие мастера Индии, много тысяч подневольных людей работали над их сооружением. С 954 по 1050 гг. там было построено до 80 храмов, составляли сказочный по красоте архитектурный ансамбль. После смерти Дханга его преемники перенесли свою столицу на север, в город Махобей. Некоторое время Кхаджурахо продолжал процветать, однако потом время начал о постепенно разрушать его постройки. Кхаджурахо постепенно зарастал джунглями и, видимо, поэтому храмы избежали полного уничтожения от рук мусульманских завоевателей XII в. До наших дней невредимыми сохранилось менее 25 храмов. Европейцы обнаружили город храмов Кхаджурахо относительно поздно. В 1838 г . на них натолкнулся британский военный инженер, офицер Т. С. Берт, а также же обнаружил надпись на ступенях одного из храмов.

На просторах широкой, залитой солнцем долины древней столицы Чанделла с прекрасными парками величественно поднимают свои башни храма. Кажется, что их очень много и они больших размеров, хотя высота самого храма Кандарья-Махадева не превышает 35 метров. Такое впечатление складывается потому, что храмы расчленены на множество мелких форм и скульптурных композиций. Массивности храмам придают высокие подиумы (до 9 м), на которых они стоят. В Кхаджурахо две группы храмов. Большие - брахманские, посвященные Шиве и Вишну, меньше - джайнские.

Широкая лестница ведет на платформу храма Кандарья-Махадева, построенного в 1000 г. Его композиция состоит из четырех башен, слившихся в единое целое. Башни поднимаются вверх одна за другой, от невысокой над входом до наивысшей над святилищем. Фасады опоясаны горельефными лентами. Они изображают сцены на мифологические сюжеты, вереницы танцовщиц, музыкантов, небесных красавиц-аспар, различных животных, в том числе сказочных льво-грифонов. Каждая скульптура выполнена с большим художественным вкусом. Благодаря мягкости местного желтовато-коричневого песчаника, древние мастера передали мельчайшие детали статуй и рельефов: ювелирные украшения персонажей, их прически и даже украшенные ногти. Около 650 горельефных изображений украшают снаружи храмы, около 250 - внутри.

Согласно индуским верованиям, радость должна победить горе, и традиционно культовые произведения искусства должны радовать людей. А потому индийской пластике в целом было принято придавать оптимистический характер.

За входом расположен в зал - мантапам. Он квадратный в плане (сторона квадрата - 8 м) с четырьмя столбами внутри. Свет солнца падает в зал через отверстия и балконы, предоставляющие собой скульптурные изображения исключительной пластичности, в основном фантастических животных, а также маленьких фигурок волшебных аспар. Святилище, вокруг которого сооружена узкая обходная галерея - затемнено. Скульптуру здесь можно рассматривать при искусственном освещении.

Неподалеку стоит храм Вшпвантаха, построенный в 1002 По размерам он меньше предыдущего, но композиционно собраннее. Его рельефы кажутся изящнее и динамичными.

Каждый храм комплекса обладает своими индивидуальными особенностями и по типу сооружения, и по композиции, более скромным является их скульптурный декор. При этом для всего комплекса характерны стилистические особенности, отличающие только сооружения северной группы храмов. До сих пор ведутся споры по поводу значения эротических сцен, покрывающих фасады храмов Кхаджурахо.

Архитектура и скульптура ансамбля рассчитана на то, чтобы ее рассматривать под ослепительным солнечным светом. Однако вечером, когда исчезает игра света и тени и сооружения выступают темными силуэтами на фоне осыпанного яркими звездами неба, кхаджурахские храмы оказывают не меньшее впечатление, особенно в лунные ночи (3, стр. 28-29; 4, стр. 34-35; 5, стр. 119-148).

Читайте также:

Источники