Кроме храмовых сооружений, в Древней Индии получили широкое распространение вырубаемые в скалах святилища - чайтья и монастыри - вихара, большая часть из которых была создана в V-IX вв. В Индии насчитывается более тысячи храмовых пещер, большинство из них расположено на территории штата Махараштра. Их строительство продолжалось на протяжении 17-ти веков.
Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений. Фасад украшен характерной аркой и колоннами с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола, а также многочисленными скульптурами. Изредка встречается чайтья с передней стенкой, закрывающей пещеру, полностью выполненной из дерева. Над входом зачастую располагался навес на деревянных или каменных столбах. Внутреннее пространство представляют собой продолговатый зал со сводчатым перекрытием, который заканчивается полукругом, обрамляющим ступа (или статую Будды). Зал имеет внутри вытесанные из скалы столбы, которые имитируют деревянные подпоры. Единственным источником света для храма является полукруглое световое отверстие над входной дверью.
Храмы типа чайтья, строившиеся в дереве и кирпиче, были широко распространены по всей стране, до наших дней сохранились лишь пещерные чайтья. Главная особенность пещерных чайтий в том, что в них явственно видимы следы их происхождения от деревянных построек. Храмы вырубались в скальных породах, даже отдельные скульптуры на невысоких основаниях на самом деле вырезаны скалы вместе со своими постаментами.
Вихара обычно представляет собой квадратный в плане зал с плоским потолком, с колоннами и обходной галереей, на которую выходят небольшие кельи монахов. Вихара была местом собрания, трапезы и отдыха монахов. Стены и столбы покрывались рельефами и скульптурой. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика-террасы.
Оба типа сооружений - чайтья и вихар - со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами. Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.
Одна из самых больших чайтья находится в Карли (I в. до н. э.). Она достигает 38 м длины и 13,7 м ширины при 13 м высоты. Ее строительство длилось более 50 лет. Вероятно, перед святилищем изначально располагался огороженный двор. Уцелел один отдельно стоящий перед входом массивный столб, завершенный скульптурой, а также остатки стены, ограждавшей открытый (без верхнего перекрытия) своеобразный вестибюль. Его стены в огибают в три этажа рельефные изображения деревянной ограды парапета и ложных дверных и миниатюрных арочных проемов чайтьи. В центре фасада под полукруглым световым проемом, прорезаны три входных проема. К центральному входу (предназначенному для священнослужителя) ведет пандус, подходы к боковым проемам несколько заглублены и наполнялись водой для омовения ног. Внизу, в пределах человеческого обозрения, размещены прекрасные рельефные изображения людей и слонов практически в натуральную величину. Во внутреннем зале в два ряда вырублены массивные восьмигранные столбы с капителями в форме опрокинутого колокола. Они завершены скульптурной группой слонов со всадниками.
1) Карли. Чайтья. I вв. до н. э. Продольный разрез, план.
2) Кондейн. Скальная чайтья. II вв. до н. э. Реконструкция.
3) Аджанта. Чайтья № 10. III вв. до н. э. Поперечный разрез.
Неподалеку от деревушки Аджанта находится уникальный, один из древнейших (III-VII вв. н. э.), комплекс пещерных храмов, вырубленных в отвесной скале вдоль излучины небольшой горной реки Вагхоры. Для европейцев храмы Аджанты были открыты в 1819 г . благодаря английскому офицеру Джону Смиту, который случайно наткнулся на них во время охоты. Всего комплекс включает 29 пещер, пять из них храмы - чайтья, остальные - монастыри - вихара. В 16 пещерах сохранились уникальные росписи на стенах, потолках и столбах.
К востоку от поселка Эллора находятся более поздний комплекс пещерных храмов. В базальтовой скале вырублены 12 буддистских (V-VIII вв.), 17 индуистских (VI-XIX вв.) и 5 джайнских (VIII-X вв.) храмов (4, стр. 37; 5, стр. 107-112; 6, т. 1, стр. 395-406; 8, стр. 202; 12, стр. 20-22).