Начиная с V-VIII вв. в Индии начали возводить каменные храмы. Основным фактом истории архитектуры Индии при переходе от буддийского к новобрахманскому периоду является постепенное превращение сравнительно небольшого пещерного храма в колоссальный надземный башнеобразный храм. В X-XI в. индийское храмовое строительство достигло расцвета.
К переходным формам между пещерой и башней относится знаменитый храм Кайласа в Эллуре (VII в.). Все здание вытесано из скалы; однако, кроме внутреннего зала, как у чайтьи, он имеет и наружный объем. В горе сделано углубление, в середине которого оставлена часть скалы, превращенная в храм. Архитектор подражает деревянным конструкциям. С архитектурно-художественной точки зрения Кайласа в Эллуре замечательна своей композицией уменьшающихся вверх горизонтальных платформ, несущих множество отдельных домиков и фигурных изображений. В целом масса в этих платформах, уплотняясь, нарастает вверх.
Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище — ступа или храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами — второстепенные постройки. Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира — земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.
Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.
В архитектуре средневековой Индии, в частности, при постройке брахманских и джайнских храмов и их комплексов, преимущественно использовался камень, причем главную роль в ее художественной выразительности играла пластика форм. Отсюда скульптурный принцип построения композиции сооружения и огромная роль тематической и декоративной скульптуры, которая настолько неотделима от архитектуры, иногда трудно провести между ними границу.
Храмы традиционно ориентировали с востока на запад, и в этом направлении размещали храмовые помещения: колонный зал - мантапам и святилище - виман. Перед колонным залом, в основном, строились портики, а вокруг святилища – обходные галереи. Над святилищем сооружали высокую, конусообразную башню шикхара, с множеством небольших куполов. Над залом и входным помещением сооружали башни меньшей высоты (3, стр. 28-29).
Новобрахманские храмовые ансамбли, построенные ок. XI в. (например, в Бхубанешваре и Кхаджурахо) поражают своей массивностью. Они построены в виде громадной главной башни, и примыкающей к ней более низкой. Внутреннее пространство таких храмов незначительно по сравнению с общим объемом строения. На внешней поверхности храма практически нет световых отверстий, а также каких-либо геометрических форм, вся она состоит будто из округлых лепных элементов. Для новобрахманских индийских построек в целом характерно повторение одних и тех же форм и элементов в разных масштабах, которое создает впечатление единства ансамбля - горизонтальных и вертикальных складок, форм башен и башенок (4, стр. 37; 5, стр. 117-148; 6, т. 1, стр. 395-396; 8, стр. 202; 12, стр. 20-22).
Планы индийских храмов: в Айхоле (вверху) и Поттадакале (внизу)