Французский архитектор, теоретик и преподаватель, ученик Блонделя, Этьен Луи Булле (1729-1799 гг.) посвятил свою жизнь созданию проектов, грандиозность которых мешала их осуществлению. В 1760-1770 годах Булле спроектировал несколько городских зданий в Париже. Несмотря на новаторский стиль исполняемых работ, Булле стал уважаемым преподавателем и теоретиком архитектурного искусства. Среди его учеников было много известных мастеров. В общей сложности он преподавал более 50 лет.
Помимо придания своим произведениям, в соответствии с учением Блонделя, социального звучания, грандиозностью своих концепций Булле вызывал сильные эмоции. В теоретических проектах общественных сооружений Булле стремился вызвать у зрителей возвышенные чувства посредством архитектурных форм, отображающих необъятность, способную внушить страх, величие мира и божественную мудрость, относящуюся к самому началу времен. В то же время чувствуется сильное влияние античности, особенно египетских архитектурных сооружений.
Отличительной чертой зрелого творчества Булле является абстрагирование геометрических форм античных произведений в новую концепцию монументального строительства, которая обладала спокойствием и идеальной красотой классической архитектуры вкупе со значительной выразительной силой. Он также придавал большое значение в своих работах элементу таинственности. Этот «поэтический» подход к архитектуре, в какой-то степени бывший предшественником романтизма XIX века, также усматривается в его символизме. Например, Муниципальный дворец Булле покоится на четырех сторожевых башнях, демонстрируя тем самым связь общества и закона.
Вдохновленный работой ле Камю де Мезьера «Гений архитектуры, или аналогия между семью искусствами и нашими ощущениями» (1780 г.), он начал развивать свою теорию такой архитектуры, в которой бесконечные перспективы и лишенные украшений геометрически чистые монументальные формы должны были вызывать у человека одновременно чувства подъема и тревоги. В большей мере, чем любой другой архитектор эпохи Просвещения, Булле был одержим идеей о способности света вызвать ощущение присутствия божественного. Эта идея выразилась в прозрачной дымке, окутывающей интерьеры его «Метрополя», который чем-то напоминает церковь Св. Женевьевы. Подобным светом наполнен и грандиозный кирпичный шар, предложенный им в проекте кенотафа Исаака Ньютона. Горящий в ней огонь ночью напоминал о солнце, а днем солнечный свет, проникающий через специальные отверстия в сфере, создавал иллюзию небесного свода. Несмотря на то, что по политическим взглядам Булле был убежденным республиканцем, им владела идея создания монументов, посвященных поклонению могущественному, высшему существу. В отличие от Леду, Булле не вдохновляли сельские утопии Морелли или Руссо.
Булле часто подвергался критике за свою приверженность к грандиозным планам. Но его работы не стоит расценивать как проекты, созданные для реального воплощения в жизнь, — скорее они являются «фантазийными» конструкциями. В своем желании создать уникальную, необычную архитектуру для идеального, нового общественного строя Булле предвосхитил появление аналогичных тенденций в архитектуре XX века. И все же его влияние на послереволюционную Европу было значительным, главным образом благодаря активности его ученика Жана-Никола-Луи Дюрана.