Ведущим теоретиком архитектуры наполеоновского периода является Жан-Николя-Луи Дюран (1760-1834 гг.). Ученик Булле Дюран воспользовался экстравагантными идеями учителя для создания нормативной и экономичной типологии зданий, выдвинутой им в «Курсе лекций», прочитанном в Политехнической школе (1802-1809 гг.).
Он не придерживается деления архитектуры на культовую и светскую, классифицируя ее по принципу частных и общественных зданий. К последним он относит городские ворота, триумфальную арку, мост, площадь, крытый рынок, школу, библиотеку, музей и общественное здание, а в конце - базилики.
После 15 лет «смуты» империя Наполеона потребовала сооружения полезных зданий соответствующей грандиозности и величия — при том условии, что их возведение будет настолько дешевым, насколько это вообще возможно. Дюран, первый преподаватель архитектуры в Политехнической школе, пытался создать универсальную строительную методологию, своего рода архитектурный дубликат «кодекса Наполеона», с помощью которой можно было создавать экономичные сооружения разного назначения, комбинируя различные типы планов и фасадов. Таким образом, пристрастие Булле к грандиозным платоническим объемам превратилось в средство достижения нужного характера здания за доступную цену.
Критикуя церковь Св. Женевьевы с ее 206 колоннами и стенами общей длиной 612 м, Дюран создал свой вариант круглого собора такой же площади, в котором было лишь 112 колонн, а общая длина стен составляла 248 м — значительная экономия при одновременном более сильном, по мнению автора проекта, впечатлении.