Большой вклад в теорию архитектуры внес архитектор Жак Франсуа Блондель (1705-1774 гг.). Он продолжил внедрение теории Кордемуа и великого главного дела Суффло в академические французские традиции.
Блондель открыл в 1743 г. собственную художественную школу, где обучали архитектуре, которая была первым заведением подобного рода. Учениками Блонделя в 1743-1754 годах были: шотландский архитектор Уильям Чеймберс, спроектировавший Сомерсет-хаус для Королевской академии искусств в Лондоне, французский архитектор Ришар Мик, автор проектов многих зданий в Версале, голландец Питер де Сварт, немец Критиан Вайнлинг. Он стал наставником так называемого «мечтательного» поколения архитекторов, к которому относятся Этьен Луи Булле, Жак Гондуэн, Пьер Патт, Мари Жозеф Пейр, Жан Батист Рондель и, возможно, наиболее фантастически настроенный Клод Никола Леду.
В начале своей карьеры он увлекся стилем рококо, но впоследствии полностью от него отказался. В 1737-1738 годах вышла его работа «О проектировании имений и внутренней отделке зданий в целом», в которой Блондель провозглашал стиль, остававшийся идеалом на протяжении всего века Просвещения.
Блондель изложил основные принципы, касающиеся композиции, типа и характера, в «Курсе архитектуры», публиковавшемся с 1750 по 1770 гг. Его представления об идеально спроектированной церкви, высказанные во втором томе «Курса», были связаны с церковью Св. Женевьевы: репрезентативный фасад и артикуляция каждого внутреннего элемента как части пространственной системы, бесконечные перспективы которой внушали чувство возвышенного. Этот проект отражал простоту и великолепие, которыми отличались позже работы многих учеников Блонделя, в частности, наиболее знаменитого из них Булле.
Среди зданий, спроектированных Блонделем в 1730 годы известны: оранжерея около Флоренции, террасы замка под Бретанью, его собственный дом в Безансоне.