Бесконечное разнообразие архитектурных планов и живое и активное участие пространства в создании облика интерьера объединены волей и интуицией готических зодчих в единое целое и при всем стремлении архитектурных элементов в высоту благодаря тонкой ритмической организации подчинено единой направленности к хору. Все великое множество архитектурных элементов готических нефов подчинено закономерностям определенных повторов и приведено к ритмическому единству.
Ритм готического интерьера несравненно более легок, скор, тороплив, динамичен, чем медленная связь элементов романского храма. В неостановимом движении вперед убегают бесчисленные, чередующиеся друг за другом колонны, тяги, полуколонны и ребра сводов. Ни одна деталь интерьера не оказалась вне этой ритмической игры, в которую вовлечена не только аркада нефа (и эмпор, как в романской архитектуре), но вся стена, начиная с баз столбов и кончая замковыми камнями сводов.
Не удовлетворяясь архитектурной профилировкой стен, в средние века их расписывали еще дополнительными фальшивыми тягами, вторящими общей направленности архитектурных элементов интерьера и вытянутости их в высоту.
Ритмическая организация пространства, сложность и одновременно логичность пропорциональных взаимоотношений, хрупкость, вытянутость, четкость и чистота линий, связность и скоординированность всех элементов конструкции, являющихся в то же время и основой декора, — все стороны архитектурно-художественной композиции готического здания переплетены между собой и взаимосвязаны друг с другом, создавая единый и целостный образ готического храма.