Готическая система оформления главного фасада

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад - www.Arhitekto.ru

Объемное живописное решение приходит на смену романской плоскостности фасада. Благодаря пластическому членению ярусов, глубине перспективных порталов и ниш, в которых всегда прячется тень, благодаря огромным оконным проемам, сложной пространственной композиции башен храм теряет былую романскую геометрическую четкость и замкнутость и не воспринимается больше комбинацией ясных геометрических объемов. Он приобретает вид единого, живого органического, растущего вверх сооружения, погруженного в стихию воздуха, света, беспредельности неба, а внизу, на земле — в оживленную атмосферу городской площади. Резная каменная скульптура, украшающая тимпаны порталов, населяющая арки и ниши, живущая своей собственной молчаливой и тихой жизнью в глубине входов, играет важную роль в создании живописной поверхности сооружения. Сливаясь со стенами храма и вырастая из них, она образует его неотъемлемое пластическое убранство.

Пространственное решение фасада, хрупкость архитектурной декорации, обилие вытянутых по вертикали окон создает впечатление легкости постройки, а игра светотеневых эффектов на его поверхности рождает ощущение вибрации архитектурных форм.

Развитие грандиозной системы оформления главного фасада на всем протяжении готики, от собора Парижской Богоматери, до собора в Амьене, от Шартрского собора до собора в Руане, ясно выявляет общую тенденцию — к достижению впечатления все большей легкости здания, его устремленности в высоту, живописной игры света и теней.

«Дух готического искусства — в этом страстном трепете теней и света, который сообщает ритм всему сооружению в целом и вызывает в нем жизнь»

Роден.

Переданная в главном фасаде единым мощным движением вверх, общая вертикальная направленность всех бесчисленных архитектурных элементов разбивается на боковых фасадах в соответствии с внутренним членением собора и возможностями восприятия. За сложной системой перекидных арок, неотъемлемой части готической конструкции и охватившей, боковые и восточную сторону храма, плоскость стены исчезает; в этой сквозной арочной оправе здание теряет ощущение массивности и геометрической четкости и приобретает живую слитность единого организма.

Читайте также: