Кристофер Рэн. Собор Св. Павла

Собор Св. Павла, Лондон - www.Arhitekto.ru

Ведущим мастером второй половины XVII и начала XVIII века был сер Кристофер Рэн (1632-1723 гг.) - архитектор, проектировщик, астроном и геометр, величайший английский архитектор своего времени; Рэн спроектировал 53 лондонские церкви, включая собор Святого Павла, а также множество известных светских зданий. В 1673 году он был возведен в рыцарское звание. Он основал Королевское общество (был президентом в 1680-1682), научные работы Рэна получили высокую оценку Ньютона и Паскаля.

Первой работой Рэна на архитектурном поприще стал проект Шелдоновского театра в Оксфорде в 1662 году, который был задуман в классическом стиле, по образцу древнего театра Марцелла в Риме, но его крыша была покрыта деревянными фермами, таким образом, сочетая в себе классический подход с эмпирическим модерном. Большое влияние во вермя пребывания во Франции на него оказал великий скульптор и архитектор Бернини, разрабатывавший в то время проекты восточного фасада Лувра.

Во время большого пожара в Лондоне в 1666г. сгорело около 13 200 зданий, более 50 церквей. Весь лондонский центр – Сити нужно было возводить заново. В 1669 году Кристофер Рэн был назначен на должность королевского инспектора по проведению восстановительных работ Ему пришлось отстроить множество зданий, распланировать лондонский центр Сити. Кампания по реконструкции города дала Рену возможность проследить за строительством пятидесяти одной приходской церкви: их одиночные, расположенные на фасаде колокольни ведут свое происхождение от средневековых башен с колоколом и напоминают об исчезнувших строениях. Впоследствии Хоксмур и Гиббс продолжили это направление, которому английские церкви во многом обязаны своим оригинальным обликом.

Самым крупным произведением Рэна, создавшим ему славу и вошедшим в арсенал величайших памятников мировой архитектуры, является тщательно продуманное и великолепно детализированное здание собора Св. Павла в Лондоне - своеобразного соперника римского собора Святого Петра. Он стал вторым по размерам купольным собором нового времени в мире, построенный в период с 1675 по 1711 год. Проект сочетал центральнокупольный и базиликальный типы композиции. Удлиненность продольных нефов, размещение трансепта посередине собора, композиционная схема главного фасада, фланкируемого двумя башнями, идут от английской готики, однако эти композиционные принципы выражены иными, новыми архитектурными средствами. Фасады декорированы двумя ярусами коринфских пилястр. В центре главного фасада находится двухъярусный портик, состоящий из спаренных колонн того же ордера.

Купол (диаметр 32 м) имеет в своем основании правильный восьмиугольник и опирается не на обычные четыре, а на восемь пилонов. Этот новый прием дал возможность равномернее распределить давление от тяжести купола и вместе с тем обогатить внутреннее пространство. Между внешним и внутренним объемом купола наблюдается большой разрыв, допущенный Рэном для того, чтобы обеспечить наиболее выгодный в архитектурном отношении силуэт собора, возвышающегося над городом.

Интерьер собора Св. Павла, Лондон - www.Arhitekto.ru

Архитектура сооружения в целом классицистична, барокко проявляется лишь в подчеркнутой монументальности, в стремлении автора придать некоторым частям здания повышенную живописность (верхние части башен) и в меньшей степени — в декоративном отношении. В соборе привлекают внимание кованные решетки работы Жана Тижу, резные деревянные лавки, изготовленные известныи немецким скульптором Гиббсоном, надгробия Неьнона, Велингтона и многих выдающихся английских мастеров. Среди них наиболее впечатляет надгробная плита над могилой Кристофера Рэна, на которой лишь одна надпись: «Если ты ищешь памятник зодчему, оглянись вокруг!».

Во время второй мировой войны этот район города сильно пострадал от бомбежки, собор уцелел чудом, бвла повреждена только его восточная часть. Даже в наши дни купол собора возвышается над многочисленными высотными зданиями и виден издалека.

Во Франции, где английская архитектура редко оказывала сильное влияние, собор Св. Павла все же не мог быть проигнорирован, и церковь святой Женевьевы (теперь Пантеон), строительство которой было начато в 1757 году, имеет подушку капители и купол, весьма схожие с этими же элементами в соборе Св. Павла. Ни один архитектор, которому приходилось строить здание с куполом, не мог не использовать образцы Рэна, и в мире существует бесчисленное множество вариаций подобного купола, от Исаакиевского собора (1840-1842 гг.) в Санкт-Петербурге до Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия (1855-1865 гг.).

Читайте также:

Источники