Иниго Джонс - основатель английского палладинтизма

Банкуэттинг-хаус, Лондон. Иниго Джонс - www.Arhitekto.ru

Английский художник, архитектор и дизайнер, Иниго Джонс (1573-1652 гг.) заложил основы английского палладтанизма и положил начало английским классическим традициям в архитектуре.

В сооружениях Иниго Джонса полностью исчезают готические черты. Величайшим его достижением является Банкуэттинг-хаус, Уайт-Холл (1619-1622 г.). Квинс-хаус в Гринвиче, его первая важная работа, стал зданием Национального морского музея в 1937 году. Единственным сохранившимся королевским зданием Джонса остается Королевская часовня во дворце Сент-Джэймс (1623-1627 г.).

Ок. 1603 г. он побывал в Италии, служил при дворе Христиана IV Датского, ему покровительствовала Анна, сестра Христиана IV, и жена короля Якова I Английского, а также граф Солсберийский, для которого он создал свое первое архитектурное творение, ставшее известным — проект для Новой биржи на улице Странд. Хотя и немного незрелое, творение было более утонченным, чем что-либо другое построенное в Англии в то время. 1610 году он получил должность, указавшую направление его будущей карьеры. Джонс стал инспектором строительных работ для Генриха, принца Уэльского (1610-1612 г.). Затем королевским инспектором строительных работ (с 1615 г.).

Посетив Италию в свите Томаса Ховарда, второго графа Арунделла, (1613-1614 г.), Джонс изучал работы современных ему мастеров и античные руины. Среди молодых мастеров был Андреа Палладио (1508-1580 г.), к которому он относился с наибольшим уважением. Палладио был итальянским архитектором, достигшим большого влияния благодаря его «Четырем книгам об архитектуре», Джонс приобрел эти книги во время путешествия. Возвращаясь в Англию осенью 1614 года, Джонс завершил самообразование классического архитектора. Карьера Джонса как инспектора строительных работ для Якова I и Карла I длилась с 1615 по 1642 год. В течение этих 28 лет он постоянно был занят строительством, реконструкцией или усовершенствованием королевских зданий. Его первым важным строительством был особняк королевы в Гринвиче, вблизи Лондона, основанный в некоторой степени на Поджио а-Кьяно, особняке Медичи недалеко от Флоренции, однако по стилю ближе к Палладио или Винченцо Скамоцци (1552-1616 г.). Эта работа была временно прервана вследствие смерти жены короля Якова в 1619 году и была завершена лишь в 1635 году для жены Карла I Генриетты Марии. Здание, значительно перестроенное, теперь занимает Национальный морской музей.

В 1619 году Банкуэттинг-хаус на Уайт-Холле был уничтожен пожаром, и до 1622 года Джонс заменил его зданием, и сейчас рассматривающимся как его величайшее достижение. Банкуэттинг-хаус состоит из одной обширной приемной, воздвигнутой на сводчатом основании. Внутренне здание задумывалось как базилика по витрувианской модели, но без боковых нефов, наложенные одна на другую колонны были восстановлены напротив стен и поддерживали ровный брусчатый потолок. Для основных панелей потолка Карл I заказал Рубенсу аллегорические росписи, и они были завершены в 1635 году. Внешний вид соответствует внутреннему оформлению присутствующими тут пилястрами и простыми колоннами, установленными при рустованных (огрубленных) стенах. Банкуэттинг-хаус имеет лишь два завершенных фасада. Два других так и не были закончены, и это послужило поводом к предположению, что здание задумывалось как составная часть большого комплекса. Это могло оказаться правдой, и точно известно, что Карл I приблизительно через 20 лет после того, как Банкуэттинг-хаус был построен, дал Джонсу поручение разработать проект для восстановления всего Уайтхоллского дворца. Эти проекты существуют (в Вустер-колледже, Оксфорд, и в Чатворс-хаусе) и относятся к числу самых интересных творении Джонса. Они чем-то схожи с дворцом Эскориал вблизи Мадрида, однако выражены способами, заимствованными частично у Палладио и Скамоцци, а частично основывавшимися на изучении Джонсом античности.

Деятельность Джонса не ограничивалась только королевскими дворцами. Он уделял большую часть своего времени упорядочению новых зданий в Лондоне, и вследствие этого появился проект, разработанный им в 1630 году для четвертого графа Бедфорда, имевшего земельные владения в Ковент-Гарден. По замыслу Джонса обширное открытое пространство ограничивалось с севера и востока сводчатыми зданиями, с юга — стеной сада графа Бедфор да и с запада — церковью с примыкающими воротами, соединяющими два отдельных дома. В проекте, вероятно, было что-то от базарной площади в Леггорне, Италия, и от Плэйс-Рояль (теперь де-Восге) в Париже. Ни одно из оригинальных зданий не сохранилось, однако церковь святого Павла до сих пор существует, хотя и претерпев значительные изменения. Ее галерея является уникальным, для Европы того времени, проявлением простейшего тосканского ордера. Посредством здания «Ковент-Гарден» Джонс представил симметричное градостроительство в Лондоне (это была первая квадратная площадь в Лондоне). С 1638 года он, вероятно, играл важнейшую роль в создании другой квадратной площади, спланировав размещение домов на Лин-кольнз-инн-Филдс, один из домов (Линдси-хаус, существующий до сих пор, № 59 и 60, Линкольн-инн-Филдс) был подарен ему.

Самым важным творением его последних лет пребывания на должности была реставрация собора Св. Павла в 1634-1642 годах. Реставрация включала в себя не только ремонт храма 14 века, но и внутреннюю отделку грубой каменной кладки нефа и трансепта в романском стиле и строительство нового западного фасада с галереей (17 м высотой) из 10 колонн. Эта галерея, относящаяся к наиболее претенциозным и точно рассчитанным работам Джонса, пропала при восстановлении собора после Великого лондонского пожара 1666 года. Тем не менее, работа Джонса значительно повлияла на сэра Кристофера Рена и отразилась в некоторых его проектах городских церквей так же, как и в его ранних проектах реконструкции собора. В начале Гражданской войны в 1642 году Иниго Джонс был вынужден покинуть свой пост инспектора строительных работ и уехать из Лондона. Его имущество было временно конфисковано, и на него наложили штраф в большом размере.

В 1646 году, тем не менее, палата лордов амнистировала его с возвратом имущества. В год казни Карла I (1649 г.) Джонс работал в Уилтоне на графа Пемброка, однако великолепная комната в форме двойного куба была фактически заслугой его ученика Джона Вебба, которого он обучал и который прошел через эпоху Реставрации 1660 года для того, чтобы восстановить некоторые традиции Джонса. Джонса похоронили с его родителями в церкви святого Беннета, пристань Пола, в Лондоне.

Читайте также:

Источники