Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.) - крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор, а также и художник, и драматург, работал при 8 папах.

Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624 г.) совместно с Пьеро да Кортона.

Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. Петра (1624-1633 гг.), созданным совместно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. В соответствии с проектом Бернини, над алтарем выросла целая постройка, огромные 26-метровые витые бронзовые колонны которой поддерживают богатый позолоченный бронзовый балдахин. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Петра, напоминающий балдахин, который традицонно поддерживается над папой, когда его проносят через церковь. Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Мотив витых колонн появляется впервые в готической архитектуре, эта по сути деконструктивная форма используется Берниьи и приобретает здесь, в соборе св. Петра, значение одной из основных архитектурных тем. И колонны, оплетенные лавровыми ветвями, и сам балдахин покрыты чернью, на этом фоне выступают позолоченные сверкающие детали, что порождает сильный архитектурный эффект.

Бронзовый балдахин в соборе Св. Петра в Риме - www.Arhitekto.ru

Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Его произведениям были свойственны совершенство пластической моделировки, динамизм и экспрессивность образов. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Св. Терезы» в римской церкви Санта Мариа делла Витторио, изображающая мистическое видение известной сподвижницы церкви, кармелитки Терезы, во время которого Ангел проник в ее сердце с пламенной стрелой Божественной любви. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. Терезой. Мраморный павильон с отверстием вверху, куда устремляется свет из высокого окна, иллюзионистский эффект облаков на своде, ложные трибуны, где размещены созерцающие эту сцену зрители... Невозможно достичь большей аналогии с театром.

После смерти Карло Мадерны в 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра и палаццо Барберини, где работают также Пьеро да Кортона и молодой Борромини. Авторитет Бернини сильно пострадал, когда под весом колоколен, которые он начал устанавливать 1637 г. на фасаде собора, здание начало проседать, колокольни пришлось снести.

Бернини создал колоннаду и площадь перед собором Св. Петра — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Одной из красивейших церкей Италии XVII в. по праву считают римскую церковь Сант Андреа, построенную Бернини в 1653 г. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини - «Трон Святого Петра» (1657-1666) - позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревфнного трона (кафедры) понтифика. Создается иллюзия, что кресло поддерживают 4 бронзовые фигуры отцов-основателей ранней церкви: Свв. Амброзия, Атанасиуса, Иоанна Златоуста и Августина, над ними - золотая слава ангелов на облаках в лучах света, исходящего от Святого Духа в образе голубя в овальном окне.

Пользовавшийся большим расположением Урбана VIII, Бернини пережил краткий период немилости в начале понтификата Иннокентия X, который поначалу отдавал предпочтение Альгарде и Борромини. Но полностью его архитектурный гений был оценен при папе Александре VII. Именно к этому периоду относятся палаццо Киджи (1664 г).

В 1665 г. Бернини по приглашению Людовика XIV приезжал в Париж для работы над проектом королевской резиденции. Поначалу его принимали с почетом, но вскоре он настроил против себя французскую аристократию тем, что признавал только исскуство Италии, принижая работы местных мастеров. Его проект для Лувра был отклонен.

В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Петра - Сантиссимо Сакраменто (1673-1674 гг.), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Самая большая из последних работ - часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок. 1674 г.) в Риме. В нише в верхней части алтаря расположена статуя, изображающая смерть Блаженного Людовико Альбертони.

Читайте также:

Источники