Французский интерьер Раннего Ренессанса - «стиль Франциска I»

Интерьер в стиле Франциска I - www.Arhitekto.ru

Жилой интерьер Франции первой трети XVI века, так же как и архитектура, может быть охарактеризован стилистически как Раннее Возрождение. В области прикладного искусства, в частности мебели, его принято называть «стилем Франциска I». Французский Ранний Ренессанс в области интерьера во многом сходен с соответствующим периодом итальянского: перекрытия с большими, тяжелыми, темными дубовыми балками, открытыми в сторону внутреннего пространства и часто декорированные орнаментальной росписью, дубовые высокие панели с филенками, гладкие стены над панелями, покрытые орнаментальными расписными «обоями» или тисненой кожей, а в парадных больших помещениях — шпалерами.

Большие камины размещались на оси помещения. Они имели призматическую форму и достигали потолка. Верхняя часть камина над топкой декорировалась тягами, иногда колонками, в центре помещался герб владельцев сооружения в виде картуши или же реже картина, обрамлением которых служила лепка или роспись орнаментального характера. Достаточно ясное представление о них дает, в частности, интерьер зала в замке Гулен, относящийся к концу XV — началу XVI века. Интерьеры раннего Возрождения — стиля Франциска I — характеризовались большой умеренностью и даже некоторой суровостью.

Мебель раннего периода, так же как и все прикладное искусство, формировалась под сильным воздействием итальянских образцов, многие из которых были привезены во Францию. Кроме того, в стране в это время работало значительное число итальянских мастеров-ремесленников. Однако новые веяния распространялись преимущественно лишь в центре страны, в парижском районе.

Характерно, что чуть ли не большинство предметов мебели сохраняло долго свою готическую конструкцию, но украшалось ренессансным орнаментом. В этом отношении наблюдается полная аналогия с архитектурой, где новый стиль на первом этапе, не затрагивая конструкции, используется для внешней декорировки строительных элементов. Декоративные средства в мебели включают пилястры, карнизы и фронтоны, медальоны, точеные колонки в виде канделябров, сюда же вплетается герб короля: саламандра в огне с королевской короной, королевская монограмма — буква «F» и цифра «I». Связующим началом между архитектурными элементами является гротесковый орнамент (арабески), воспринимающийся как своеобразная богатая фактура, покрывающая значительную часть поверхности предмета.

Типичны кресла с высокой и прямой спинкой, глухим ящикоподобным сиденьем и соответствующим архитектурным оформлением в виде пилястр. Из Италии перешла форма курульного кресла. Распространены были массивные столы с двумя опорными «стенками» в торцевых частях, трактованных наподобие арок с массивной перекладиной, дополнительными балясинами и орнаментально проработанными брусьями, непосредственно опирающимися на пол. Получают развитие, как и в Италии, кассоны и поставцы — дрессуары. Замечательные образцы французской мебели первой половины XVI века можно наблюдать в церквах, в отдельных замках — Шамбор, Фонтенбло и других.

Так же как и в Италии, в быту активно используются изделия из фаянса и поливной керамики, которые выставляют я в качестве декорирующих интерьер предметов — посуда, блюда, тарелки, кувшины, бутыли и другие. Выдающимся керамистом, живописцем по фаянсу был Бернар Палисси, достигший большого совершенства в создании раскрашенных изделий, насыщенных цветными поливами и рельефными изображениями самого различного сюжетного и орнаментального содержания. Темы — раковины, листья, ящерицы, рыбы и другие.

Читайте также:

Источники