Этапы испанского Возрождения

Колокольня собора. Кордова - www.Arhitekto.ru

Отдельные фазы Возрождения в Испании не совпадали с соответствующими этапами Возрождения в других странах.

  • XV столетие в испанском искусстве представляет период зарождения нового художественного мировосприятия.
  • В первые десятилетия XVI века возникают стилевые явления, связанные с Высоким Возрождением, но все же преобладающими оказываются раннеренессансные традиции.
  • Временем высших достижений испанской культуры является вторая половина XVI века. Достаточно назвать имя великого Сервантеса, чтобы представить себе, какие глубокие и многогранные проблемы действительности были воплощены в литературе той эпохи. Значительные художественные достижения характеризуют архитектуру и живопись. Ко второй четверти XVI столетия относится строительство такого величественного ансамбля, как Эскориал; в это время в Испании работал греческий художник Доменико Теотокопули, известный под именем Эль Греко. Но в отличие от итальянских (в частности, венецианских) мастеров позднеренессансного периода, в творчестве которых явственно выражались связь и преемственность с кругом художественных идей предшествующих этапов Возрождения, в испанской живописи острее воплотились черты трагического кризиса позднего Ренессанса.

Сосуществование в культуре Пиренейского полуострова обособленных областей широко и сложно проявилось на всех этапах истории. В средние века в условиях военной ситуации сама сфера творчества была ограничена, что обусловило отставание Испании от других стран Европы. Вместе с тем процесс колонизации освобожденных земель, на которых образовывались небольшие феодальные государства и как бы создавалась новая жизнь, заключал в себе в высшей степени творчески активное, утверждающее начало. Объединение страны сопровождалось рождением единого художественного стиля, которым в первой половине XVI века стал стиль платереск. Возникший на волне общенационального подъема, сопровождаемый общим экономическим, политическим и культурным расцветом страны, этот стиль вобрал в себя многие особенности местных школ.

Однако испанскому абсолютизму не удалось до конца преодолеть разобщенность провинций. В ту пору, когда испанская культура еще продолжала оставаться на подъеме, многообразие локальных художественных особенностей чрезвычайно ее обогащало, как бы вливало живые, еще не растраченные силы. Тогда же, когда не только государство, но и сама культура вступила в затяжной кризис, художественная жизнь местных центров приобрела оттенок провинциализма.

Подобное впечатление нарастало по мере того, как Испания волей истории все больше отставала от передовых стран Европы и вошла в XX столетие, потерпев полный крах как колониальная держава. Некогда знаменитые процветающие испанские города давно отошли на второй план, словно замерли в движении времени. Многие из них, застроенные в конце XIX — начале XX века новыми зданиями, неузнаваемо изменились. Однако значительной части городов удалось сохранить старые кварталы, свои великие памятники. Поздние напластования не заслонили их неповторимый облик.

Узловые вопросы художественного процесса в Испании еще ждут своего исследования. В старых городах Андалусии и Толедо древность доминирует в городском ансамбле. Барселона практически целиком новый город, ее средневековый комплекс — лишь маленькое вкрапление в огромный мегаполис.

Читайте также:

Источники