Старые кварталы и патио Кордовы

Наряду с Севильей и Гранадой Кордова составляет созвездие самых знаменитых старых городов Андалусии. Им посвящено немало научных исследований и восторженных описаний. Вошли они и в мировую поэзию.

«Кордова, самый меланхоличный город Андалусии, живет своей жизнью, в которой нет тайн. Он уже развалина. Его можно сравнить со старым, пересохшим источником. Со своего балкона поэт может видеть, как гарцуют смуглые всадники на длиннохвостых жеребцах, как цыганки, увешанные кораллами, спускаются к полусонному Гвадалквивиру; он видит рыцарей, монахов и бедняков, вышедших прогуляться, пока солнце скрыто горами... Где-нибудь в другом месте можно утешиться чем-то и в одиночестве, но что может быть более драматичным, чем остаться одиноким в Кордове»

Гарсиа Лорка

Улица Цветов в Кордове - www.Arhitekto.ru

За последние столетия в Кордове, как и повсюду в Испании, построено много новых зданий, пробиты широкие улицы, оформлены просторные площади с помпезными памятниками. Обычно эти кварталы очень похожи в испанских городах друг на друга. Но в Кордове старые кварталы живут в ином времени, в ином мире. То чувство напряжения, которое заключает в себе эти сжатые стенами двухэтажных домов узкие улочки, как бы выплескивается на небольшие, иногда совсем крошечные площади, также тесно окруженные зданиями и образующие четкие замкнутые пространства. Украшающие площади фонтаны, статуи или просто фрагменты античных колонн отличаются простотой и ясностью форм. Глухие фасады домов с редкими покрытыми решетками окнами и балконами следуют традиции восточных и южных жилищ. Жизнь их обитателей замкнута внутренними помещениями, которые группируются вокруг открытого дворика — патио. Прелестные кордовские патио представляют собой одну из достопримечательностей города, вносящих в его строгий облик особый уют и привлекательность.

Сквозь узорчатые чугунные решетки входных порталов видны цветущие сады, затененные пальмами, акациями и апельсиновыми деревьями и нередко украшенные фонтанами. Патио богатых домов, замощенные плитами белого мрамора, с панелями из разноцветных изразцов, аркадами на колоннах, фрагментами римских и арабских капителей, вазами, керамическими тарелками на стенах и множеством растений представляют собой маленькие музеи, царит изысканный художественный вкус, умение создать атмосферу покоя, наслаждения жизнью и произведениями искусства.

Особым очарованием отличаются внутренние дворики простых жилищ, где нередко обитает более десятка семей. Далеко не столь изысканные по своему убранству, чаще всего очень скромные и простые, эти патио на редкость живописны. Их украшает множество цветущих и вьющихся растений в ярко окрашенных голубых и оранжевых горшках. Подвешенные на веревках вдоль стен, они образуют па их белой поверхности своего рода красочную завесу. Часто в патио можно увидеть замощение из камней. Древняя техника римской напольной мозаики видоизменилась здесь под воздействием восточной традиции.

В городах Андалусии нельзя не заметить, как через всю культуру, быт и искусство Южной Испании проходит глубоко опоэтизированный и художественно изощренный образ воды, в конечном счете воплощение самой жизни, ее вечного обновления, быстротечности и изменчивости.

Подземные водопроводы и акведуки, цистерны и городские источники, наконец, многочисленные в каждом городе бани с использованием опыта римских терм — все это носило уже чисто практический характер. Дворы мечетей и залы дворцов пересекали желобки, по которым струилась вода, несущая прохладу. И в патио Кордовы полы выкладывались из гальки на ребро, так что, когда их поливали, вода высыхала не сразу, а задерживалась в узких промежутках между камнями.

Иногда нарядное убранство дворов выходит на внешние стены домов, на площади. Здания обвиты растениями, у стен совсем по-домашнему стоят горшки с цветами. Все эти чудесные живописные уголки с побеленными стенами домов, тускло-красными черепичными крышами, старыми фамильными гербами и черными коваными решетками и обилием цветов на балконах, стенах, в тенистых патио составляют облик Кордовы, которая в основе своей остается каменной.

Ощущение каменности Кордовы — признак древности и строгой монументальности ее архитектуры. Подобное ощущение в равной мере присуще римскому мосту через Гвадалквивир и сторожевому арабскому замку Калаорра, остаткам укреплений и множеству средневековых церквей с высокими прямоугольниками колоколен.

Читайте также:

Источники