С развитием готического строительного опыта пропорции храмов становятся все более вытянутыми, своды все более высокими, а стрела их подъема все более острой.
Характерна та последовательность, с которой повышались своды каждой последующей крупной готической постройки:
Этот возрастающий ряд рождает впечатление, что, опираясь на достижения ближайшего предшественника, архитектор, перекрывающий сводами новый собор, хотел во что бы то ни стало превзойти его техническим мастерством, устремленностью архитектурных форм вверх и высотой сводов, становящейся все более головокружительной.
Наконец в соборе в Бовэ была достигнута предельная высота свода, выше которой готические зодчие не смогли подняться. Своды Бовэ неоднократно рушились, но строительство упрямо продолжалось. В настоящем виде это, собственно, хоровая часть собора, проектируемого и незавершенного из-за чрезмерной высоты сводов.
Та же последовательность развития укрепившейся архитектурной формы прослеживается в эволюции готической стрельчатой арки, явившейся базирующим элементом стрельчатого свода и одной из главных архитектурных форм, которая определяет облик готического здания, служит лейтмотивом готической архитектуры.
От коренастых по своим пропорциям широких стрельчатых арок раннеготической архитектуры, собстственно, видоизмененных романских полуциркульных арок, развитие идет по линии все большего утоньшения пропорций арки, повышения ее в высоту, увеличения стрелы ее подъема, достигая апогея в позднеготических сооружениях.
Окна в готических соборах со временем становятся все обширнее, занимая все большую поверхность стены. Их формы видоизменяются и варьируются. От простых, сравнительно невысоких стрельчатых окон Сен-Дени готические архитекторы приходят к грандиозным по своей площади и вытянутости в высоту стеклянным пространствам и к их орнаментальному обогащению каменной кружевной резьбой, являющейся каркасом для стекол и дающей дополнительную возможность прорезать стену, сделать ее сквозной и увеличить поверхность, занимаемую витражами.
Формы окон и их резной декорации, примененные в классических постройках, широко повторяются в более поздних готических сооружениях. При этом архитекторы часто прибегали к приему удваивания взятой за образец формы, тем самым создавая на ее основании новое, обогащенное художественное решение.
Так поступил архитектор возведенного в конце XIII века собора в Туле, взявший за образец для окон северного трансепта окна Реймского хора, но удвоивший их.
Окна Реймского собора, очаровывающие изяществом и красотой, копировались повсюду в Европе — в Испании, Германии и даже Италии.