По-видимому, большое влияние на развитие готического стиля в XII столетии оказало художественное решение собора в Нойоне. Он послужил образцом для многих зодчих конца XII — начала XIII века.
Черты, определившиеся в соборе Нойона, повторяются и варьируются в соборе Суассона (южный трансепт), в церкви св. Ремигия в Реймсе (хор), церкви Богоматери в Шалоне-на-Марне, парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре (хор) и развиваются в соборах Лапа, Парижа и Камбрэ.
Архитектура собора Богоматери в Шалоне-на-Марне претерпела ряд отчетливых воздействий со стороны архитектора, возводившего церковь св. Ремигия в Реймсе (в 1190-1210 гг.), а в середине XIII века — сильное влияние архитекторов Реймского собора и церкви св. Никазия в Реймсе.
Общая схема западного фасада с двумя башнями, восходящая к традициям нормандской архитектуры и апробированная Сугерием в церкви Сен-Дени, станет общепринятой и постоянно варьируемой и обогащаемой французскими зодчими.
В решении западного фасада в готических соборах ранней готики можно отметить две противоположные тенденции:
Идея перспективного портала, впервые воплощенная зодчими Сен-Дени и развивающая романскую традицию, подхваченная и развитая архитекторами храмов в Суассоне, Нойоне, Париже, в сочетании с ланской концепцией выступающего, выдвинутого вперед портала-крыльца, найдет полное и совершенное развитие в соборах высокой готики с их глубокими перспективными порталами, прорезающими выдвинутый вперед нижний ярус фасада, увенчанный резными фронтонами вимпергов.
В схему фасада, принятую в Сен-Дени, включается резная арочная галерея, впервые появляющаяся в фасаде собора в Нойоне над окнами первого яруса. Отсюда она перейдет в фасад Ланского собора и будет воспринята зодчим фасада собора Парижской Богоматери, удлинившим ее пропорции и поместившим ее над фасадом, между башнями, как венчающий фасад ажурный венец. В фасадах соборов Парижа и Шартра появляется еще одна арочная галерея — так называемая «галерея королей», расположенная в Шартрском соборе над розой, а в Париже — над порталами. Она воспроизводится и в фасаде Реймского собора, но снова переносится в нем в верхний ярус над розой.
Готические зодчие умело разрабатывают возможности передачи в фасаде движения архитектурных форм в высоту. В то же время во французском решении готического фасада очевидно стремление архитекторов сохранить определенную рациональную гармонию соотношений его высоты и ширины. Архитекторы зрелой французской готики сразу же отказываются от сделанной в Лане попытки разбить горизонтальные карнизы, разделяющие ярусы фасада таким образом, что карниз центральной части оказывается выше горизонтальных карнизов боковых частей, создавая тем самым ощущение мощного движения центральной части фасада в высоту.
Хотя этот прием, очевидно, был продиктован зодчему общей структурой храма и наглядно отражал его внутреннюю конструкцию, разделение на центральный и боковые нефы, французские архитекторы предпочли от него отказаться, сохраняя единое деление по горизонтали для всех частей фасада и умеряя, таким образом, вертикальную устремленность архитектурных форм.
В то время как строители собора Парижской Богоматери подчеркнули ясные и простые горизонтальные членения фасада, помогающие созданию общего впечатления строгости, величия и незыблемости храма, зодчие соборов Реймса и Амьена, давшие богатую пластическую разработку фасадов, обогатили горизонтальные членения резной архитектурной декорацией, поставив особый декоративный акцент в местах раскреповки карнизов и обработав ступени разделяющих фасад по вертикали контрфорсов пинаклямп со статуями в нишах.
Французские зодчие не стремились к концентрации движения архитектурных форм в высоту по оси фасада, тенденция к которой была свойственна, скорее, немецкой готической архитектурной практике и нашла наиболее яркое выражение в немецких готических однобашенных фасадах. Французские готические фасады лишены экзальтированного напряжения форм и чрезмерной, иррациональной устремленности немецких готических фасадов в высоту.
Подчеркивая в ярусе порталов ориентацию фасада по оси и заостряя фронтон центрального портала, французские архитекторы переносили затем вертикальные акценты на боковые части фасада, сообщая окнам и аркам второго и третьего ярусов этих частей вытянутые стрельчатые формы и предельно вытягивая в высоту сквозные проемы башен.
В центре фасада, как правило, помещалась роза, гармонизовавшая и умерявшая вертикальное движение архитектурных форм, сообщая им центробежный характер.
Роза размещалась в центре готического фасада. Она была призвана гармонизовать и умерять вертикальное движение архитектурных форм, придавая им центробежный характер.
Роза французского готического фасада была исходной точкой, началом и концом той сложной и стройной пропорциональной игры, в которую были вовлечены все элементы фасада.