Царские гробницы в Иране стоят на природе, вдали от городов. К западу от дворцового ансамбля в Пасаргадах на высоком холме расположен монументальный мавзолей, относящийся к VI в. до н. э., который принято считать гробницей царя Кира. Это небольшая погребальная камера прямоугольная в плане (3,16 х 2,18 м), поставленная на постамент из семи ступеней, высота которых последовательно уменьшается к верху. Сверху гробница покрыта двускатной крышей. Все сооружение сложено из больших блоков белого известняка, без связующего вещества, его высота 11 м. Уменьшающееся вверх части гробницы в целом создают впечатление легкости сооружения (12, стр. 17).
Погребальная камера внутри гробницы меньше 6 кв. м. Первоначально гробница находилась внутри обширного двора, ограниченного рядом стройных деревянных колонн. Согласно записям греческого историка Аристобула, вокруг гробницы простиралась искусственно орошаемая роща. Позже занявшие эту местность арабы окружили гробницу колоннами с дворцового комплекса. (5, стр. 295-299; 6, том 1, стр. 309).
Гробница царя Кира.
Предполагают, что неоконченная гробница Тахт-и-Рустем, приписываемая Камбизу, и находящаяся в 5 км от Персеполя, была задумана такой же, кк и гробница Кира.
В ахеменидской Персии большее распространение получили скальные гробницы, напоминающие мидийские. Фасады достигают больших размеров, и украшены имитацией портика, в отличие от мидийских глубоких портиков, что упрощало и ускоряло строительные работы, а также обеспечивало большую долговечность сооружению, т.к. отдельно стоящие колонны рассыпались под тяжестью скалы.
Гробница Да-у-Духтар. Общий вид, разрез, план.
Наиболее ранней из царских скальных гробниц считается гробница Да-у-Духтар, в Хак-и-Рустеме, неподалеку от Курангуна, где предположительно захоронен один из предшественников Кира. Фасад оформлен горельефным изображением портика, протоионичесикие колонны наполовину выступают из скалы, и поддерживают антаблемент с зубастым парапетом. За входным проемом находятся две погребальные камеры, одна из них была сооружена позднее (5, стр. 299-301).
Сохранились царские скальные гробницы недалеко от Персеполя - некрополь Накше-Рустам, включающий в себя 4 гробницы царей династии Ахеменидов. Они очень похожи друг на друга, вероятно, копировали первую – гробницу Дария (522—486 до н. э.), лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца. Предполагают, что в остальных захоронены цари Ксеркс I (486—465 до н. э.), Артаксеркс I (465—424 до н. э.), и Дарий II (423—404 до н. э.). Пятая гробница не была достроена, и предположительно предназначалась Артаксерксу III (358—337 до н. э.), или Дарию III (336—330 до н. э.) (11, стр. 96; 12, стр. 18-19).
На высоте 20 м в скале высечены пышно украшенные фасады в виде широкого креста. Нижняя часть оставлена плоской. В верхней части находятся барельефные изображения царя, помост на котором он восседает, поддерживают человеческие фигуры, символизирующие покоренные державы. В самой верхней части креста высечен Ахурамазда, благословляющий царя.
Некрополь Накше-Рустам. Гробница Дария, план, разрез.
Гробница Дария. Гробница Артаксеркса.
Посередине фасада вырублен вход внутрь гробницы. С двух сторон от входа находятся по две колонны, повторяющие колонны во дворцах Персеполя, с протомами в виде голов двух быков. За входом расположен узкий коридор, вырубленный параллельно фасаду. В его задней стене в скале высечены небольшие ниши, в полу которых располагались углубления для захоронений.
Более скромные скальные погребения времен ахеменидского Ирана, без пышного убранства, характерного для царских гробниц, принадлежли, вероятно, знатным семействам.
Сохранились гробницы в виде башен - квадратные в плане, с невысокой 4-скатной крышей. От гробницы в Пасаргадах, называемой Зиндан, сохранился фасад. Гробница К’аба Зардушт (в Накш-и-Рустем) сложена из белого известняка. Форма гробницы, вероятно, повторяет форму башенных сооружений – загородных жилых домов или культовых построек. Стены имитируют кирпичную кладку с массивными угловыми устоями. Прямоугольные ниши, расположенные в три яруса, уменьшающиеся с высотой, имитируют окна. Дверные и оконные наличники выполнены из черного камня, имитируют деревянные рамы, а карниз – концы балок деревянных перекрытий (6, том 1, стр. 309-311).