Мощная платформа, на которой был возведен акрополь Суз, была создана на холме, на месте древнего эламского кладбища, который был сглажен и укреплен подпорными стенами из сырцового и жженого кирпича.
Жилой царский дворец в Сузах располагался в восточной части террасы. Большой парадный зал, т.н. ападана, располагался в северной части городской террасы, и примыкал к северо-восточному углу дворца, а в западной была возведена укрепленная цитадель. На сравнительно небольшой площади огромные строения были тесно прижаты друг к другу.
Дворец в Сузах был возведен царем Дарием I около 500 г. до н.э., однако сильно пострадал при пожаре в 440 г. до н.э. Затем царь Артаксеркс II его восстановил между 404-349 гг. до н.э. Этот дворец по планировке отличается от дворцов Пасаргад и Персеполя, во многом приближался к дворцу Навуходоносора в Вавилоне.
Дворцовый комплекс в Сузах (500-349 гг. до н.э.). План.
Во дворец вели несколько входов. К парадному, южному входу вела двухмаршевая лестница, как и в Персеполе, она сначала расходилась, а потом сходилась к верхней площадке. По оси восток-запад дворца были построены три больших внутренних двора, вокруг которых группировались большие залы и небольшие внутренние помещения. В северной части дворца также находились два больших зала с комнатами. Дворец занимает площадь ок. 20 тыс. кв. м (5, стр. 311).
Вход во дворец проходил через узкий коридор, небольшой вестибюль, за которым размещались два прямоугольных, сильно вытянутых (по оси восток-запад) зала для стражи и придворных. Возможно, эти узкие залы были перекрыты полуциркулярным сводом, стены были украшены пилястрами, между которыми в нишах располагались дверные проемы.
Сверху в стенах были расположены окна с решетками. Стены сложены из обожженого кирпича, полы – из бетона, поверх которого были покрыты слоем стука, заходившего и на стены, образуя панель. Пол и панель были окрашены красной охрой. Над панелью стены были украшены изразцовым фризом.
За небольшими вытянутыми залами располагался т.н. «Зал глазурованных стенок», квадратный в плане, разделенный на несколько секций небольшими перегородками, облицованными изразцами, установленными перпендикулярно к стенам зала. Возможно, на эти стенки были установлены колонны, поддерживавшие сверху тент. Из двора выходило 8 двухстворчатых дверей.
На западной стороне оси восток-запад находился квадратный двор, т.н. «Площадка с колоннами». По остаткам колонн с каменными протомами быков установили, что они были такие же, как и во дворцовом персепольском комплексе. Стены зала украшены изразцовыми панелями с изображением воинов-лучников.
На восточной стороне оси размещался двор, названный «Площадка сокровищ». Три двери из него вели через коридоры на склады. Вероятно, в древности в них хранились огромные сокровища, которые впоследствии вывез Александр Македонский.
В северной части дворца размещались два квадратных дворика, меньших по размерам, к ним примыкают небольшие помещения и узкие коридоры. Вероятно, это был царский гарем.
За тремя большими залами проходил длинный узкий коридор поворачивавший под прямым углом на север, ведший к центральному входу в парадную ападану. Крыша была покрыта черепицей греческого типа, представлявшая собой широкие плитки, размером 52 х 35 см, с приподняным краем, швы между ними закрывали циллиндричесике накладки.
Большая ападана была построена так же, как и в Персеполе, и представляет собой огромный квадратный в плане зал (площадью 8 500 кв. м), к которому с трех сторон (с севера, запада и востока) примыкают колонные портики, ведшие в сад. В перекрытие зала поддерживало 36 колонн (по 6 в ряду), высотой 20 м, диаметром 1,6 м, с квадратными базами. Стены залы были заштукатурены глиной и окрашены в красный и синий цвет, южная стена, вероятно, была украшена фризом с изображением львов. Пол был выложен кирпичем (5, стр. 312).
В портиках ападаны были 12 колон (по 6 в ряду) с капителями - протомами животных – и базами в форме перевернутого лотоса.
Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий — антаблементов (6, том 1, стр. 305-309; 11, стр. 95-96).