Джон Соун родился в 1753 году, в год смерти лорда Берлингтона, и умер за несколько месяцев до восшествия на трон королевы Виктории, в 1837 году. Таким образом, его очень долгая жизнь охватывает большой период развития английской архитектуры: от заката строгого паладианства до возникновения не менее жестких догм — греческих и готических. Сам он комбинировал мотивы — иногда греческие, иногда в стиле Роберта Адама — со свободой и эклектикой, которые едва ли можно встретить у самих братьев Адам. Соун был гениальным архитектором, ученым, использовавшим классическую традицию, тем не менее разработавшим в последние годы XVIII века в высшей степени индивидуальный стиль.
Возможно подход Соуна во многом связан с тем, что он был одним из первых студентов архитектуры в Королевской академии, где учили эклектическим методам, и частично — с публикациями, которые сделали греческую и готическую архитектуру более известной. Соун был одним из первых профессиональных архитекторов, и стал известный благодаря своим оригинальным, очень своеобразным работам в неоклассическом стиле. В 1768 году он появился в Лондоне как работник Джорджа Данса-младшего, архитектора Сити.
В 1772 году Соун работал на Холланда, в том же году поступил в школу Королевской академии. В награду за успехи в учебе Соун получил стипендию на совершение путешествия от короля Георга III, и отправился в Италию в 1778 году. В Риме по точным замерам он зарисовывал главные древности, стараясь соответствовать требованиям нового архитектурного образования, и в то же время набрасывал собственные грандиозные проекты (в том числе для Дома Британского сената, завладевшего его воображением). Соун добрался до самого Пестума, где видел греческие храмы, но отправиться собственно в Грецию ему помешало предложение эксцентричного епископа Лондондерри (позднее ставшего графом Бристольским).
Он вернулся в Англию в 1780 году, потеряв, таким образом, год обучения лишь на то, чтобы узнать, что предложение это было несерьезным. После такого горького разочарования Соуну пришлось выдержать несколько лет жестокой борьбы, пока в 1788 году, определяющем в его карьере, он не получил должность инспектора работ в Банке Англии. На этом посту он оставался 45 лет и перестроил весь банк, совершив дело еше более сложное, чем перестройка собора Святого Павла, которую выполнил Рен. Банк принес ему заработок и статус одного из ведущих архитекторов того времени, а Соун, в свою очередь, создал шедевр, который даже в наше время не полностью разрушен, несмотря на усилия, предпринимаемые с 1920-х годов. Вслед за этим проектом последовали многочисленные правительственные назначения, и в 1806 году Соун сменил Данса на посту профессора архитектуры в Королевской академии художеств, в 1831 году Соун был возведен в рыцарское достоинство.
Из архитекторов, творивших в период с 1790-х до приблизительно 1815 года, — Соун был самым оригинальным. Для его стиля характерны тенденция упрощать классические элементы дизайна до воссоздания их структурной основы, замена линейных декоративных форм на скульптурные, частое использование неглубоких куполов и верхнего освещения, а также великолепные решения пространства интерьера. К несчастью, многие его работы утрачены, но еще сохранились три здания, все они находятся в Лондоне, это Пицхэнер-Манор в Илинге, Картинная галерея и мавзолей Далвич-колледжа и собственный дом Соуна в Линкольнс-Инн-Филдс.
Здание Пицхэнер-Манор (в настоящее время Публичная библиотека Илинга) приблизительно в 1770 году построил для себя Джордж Дэнс, в 1800 году Соун купил его для свой семьи как загородный дом, Соун сохранил две комнаты, сделанные его учителем, но между 1800-м и 1803 годами осуществил несколько важных переделок, причем самые значимые касались главного фасада. Он представил его как переработанный вариант южного фасада Роберта Адама в Кедлстоне, но вернулся к исходному образцу, использованному Адамом, к арке Константина в Риме, и установил впереди стены колонны, поддерживающие только статуи. Вопреки очевидной близости фасада к классическому прототипу Соун добился, чтобы его здание казалось менее связанным с романским стилем, чем дом, построенный Адамом. Соун реализовал более принципиальные революционные изменения, чем Адам. Потолок миниатюрного вестибюля в Пицхэнерс также чрезвычайно сильно контрастирует со стилем Адама, он не декорирован орнаментом и не раскрашен, как это делал Адам, чтобы привлечь внимание к потолкам.
Картинная галерея колледжа в Далвиче строилась между 1811-м и 1814 годами, очень значительно изменилась в XIX веке, была разрушена самолетом-снарядом и в 1953 году перестроена согласно первоначальному проекту. Это была одна из первых «современных» картинных галерей с верхним освещением, которая до сих пор работает вполне удовлетворительно.
В последние годы жизни Соун очень много занимался тем, что он называл «поэтичностью архитектуры», и в основном эти работы связаны с живописным направлением. Частично эта поэтичность заключена во впечатляющих эффектах света, иногда проникающего через цветное стекло, иногда отраженного небольшими зеркалами, установленными в самых неожиданных местах. В наихудших проявлениях получался довольно-таки безвкусный суррогатный романтизм, как в «монашеской келье» его собственного дома. В самых лучших достижениях Соун смог добиться замечательного чувства освещенности и пространства, как в освещаемых с боков «подвесных потолках», кажущихся шатрами, плавающими в пространстве. Примеры можно найти в его собственном доме, где теперь расположен Музей Соуна. Первоначально Соун жил в доме №13 по Линкольне-Ин-Филдс, но затем занял и части домов №12 и 14, и с 1812 года он проектировал и изменял свой дом, чтобы приспособить его под музей для будущих поколений студентов архитектуры. Дом Соуна буквально переполнен всевозможными предметами, которые могли бы заинтересовать романтического, хотя и строгого архитектора XIX века — здесь есть египетский саркофаг и картины Хоггарта, рисунки Джона Торпа и Роберта Адама и конечно же все рисунки и макеты, выполненные самим Джоном Соуном.