Роль севильского собора в жизни города и страны

Собор в Севилье - www.Arhitekto.ru

Беспощадно-четкая поступь абсолютизма уже со всей очевидностью ощущается во времена Карла V. Достаточно увидеть в Севилье тяжеловесные пристройки Алькасара, его прекрасные мавританские сады, окруженные по-казарменно сухими очертаниями серых каменных стен, массивные ворота с гербами императора. Тем более ценно, что холодное дыхание рационального и парадно-официального стиля не коснулось образа собора, который сохранился до наших дней во всей своей художественной цельности.

Собором восхищались немало повидавшие на своем веку иностранцы, такие, как немецкий путешественник Мюнцер (1494 г.) или посол Венеции при испанском дворе между 1525 и 1528 годами Андреа Наваджеро. Но самое сильное впечатление это сооружение производило на самих испанцев. Даже нищие бродяжки Ринконете и Кортадильо, герои одноименной новеллы Сервантеса, прибыв из глухомани в Севилью, где они быстро вошли в воровскую корпорацию сеньора Мониподьо, не преминули осмотреть город и «подивились величине и великолепию собора».

Шли годы, и собор превратился в величественную усыпальницу королей, могущественных князей светской и духовной власти. Грозные кастильские монархи — Фердинанд III Святой, Альфонс X Мудрый, Педро I Жестокий — были погребены здесь, в специально сооруженной Королевской капелле. По случаю кончины Филиппа II в 1598 году в соборе воздвигли огромный погребальный катафалк. Это роскошное дорогостоящее бутафорское сооружение, иронически осмеянное в сонете Сервантеса, привлекло внимание всего города.

В главном нефе собора, напротив входа, находится камень над могилой Эрнана Колумба, пожертвовавшего собору большие сокровища, в том числе уже упомянутую библиотеку. А в 1899 году из Гаваны перевезли в Севилью прах самого Христофора Колумба, гробницу которого на южной стороне храма создал известный испанский скульптор второй половины XIX века Артуро Мелида-и-Алинари.

Издавна Севилья любила отмечать торжественные события рокошными празднествами. В эти дни по Гвадалквивиру плыли обвитые зеленью и цветами флотилии огромных белых лодок, всюду звучали музыка и песни, в честь посещения города коронованными особами его украшали пышными триумфальными арками, которые создавались самыми знаменитыми художниками (в том числе и Алехо Фернандесом, который в 1526 году руководил живописным оформлением города по случаю торжественного прибытия в Севилью Карла V). Но все это бледнело по сравнению с теми невиданными размахом и выдумкой, которыми отличались многочисленные религиозные празднества, уличные процессии и шествия, особенно во время святой недели, знаменитой и по сей день в Севилье.

Католические празднества — своего рода грандиозные народные действа, где экзальтированная вера тесно сплеталась со столь поражавшими иностранцев языческой жизнерадостностью,— как бы давали выход эмоциональной заряженности апдалусцев с их расточительностью чувств, страстью к зрелищам и эффектам. Напомним, что XVI век был эпохой становления и развития испанского театра, который, в свою очередь, вырос из средневековых традиций религиозных игровых мистерий, и что в Испании, стране высокой культуры народного танца, получили распространение ритуальные пляски, которые посвящались различным святым и исполнялись на патрональных праздниках.

Собор всегда был центром религиозных торжеств и церемоний. Во время святой недели со всех концов Севильи к нему стекались процессии корпораций и братств, несущих сотни наряженных и украшенных статуй. Во время двух празднеств Тела Христового и Непорочного Зачатия – внутри храма, перед алтарем, исполняется в течение 8 дней костюмированный танец мальчиков в сопровождении кастаньет и пения.

Читайте также:

Источники