Наследование архитектурных форм церкви Сен-Дени (первая половина XII века)

Медленное нащупывание путей в протоготических сооружениях, одно за другим возникавших в первой половине XII века в долине Уазы — в церквах Мориенваля, Бовэ, Парижа, Понтуаза, — привело к созданию величественного провозвестника будущего торжества готики — церкви королевского аббатства Сен-Дени. Здесь были проставлены первые прочные веха нового художественного мировосприятия. Здесь выявились основные тенденции готической архитектурно-художественной мысли: к освоению возможностей стрельчатого свода и их эстетическому осмыслению, увеличению внутреннего пространства, вертикальной направленности архитектурных форм, достижению большей освещенности храма и использованию эмоционального эффекта витражей. Здесь определилась в основных чертах иконографическая система организации скульптурного убранства храма и впервые возникло ощутимое стремление к освобождению скульптуры из-под власти архитектурного массива и приобретению ею права на самостоятельное значение.

Архитектурные и художественные формы Сен-Дени были быстро восприняты и переработаны в первую очередь зодчими Иль-де-Франса. Но они оказали также влияние на искусство французских окраин и на развитие готического стиля за пределами французских земель.

Схема оформления порталов Сен-Дени так полюбилась французским зодчим и настолько отвечала религиозным устремлениям эпохи, что именно это решение и было положено в основу всего дальнейшего развития оформления порталов готического собора.

Роза западного фасада Сен-Дени также стала одной из излюбленных архитектурных форм всей французской готики, со временем варьируясь, усложняясь и обогащаясь новыми деталями.

Оформлявшие порталы главного фасада Сен-Дени и дошедшие до нас лишь во фрагментах статуи-колонны стали излюбленным мотивом оформления раннеготических порталов.

Они будут варьироваться в фасадах Санлиса, Буржа, Ле Мана, Анжера, Дижона, в Королевском портале Шартра, в церкви Шалона-на-Марне, со временем приобретая все более близкие к человеческой фигуре пропорции, правдивость движений, объем и формы круглой пластики.

Читайте также:

Источники