Башни западного фасада готического собора

Собор в Реймсе. Западный фасад 1210-начало XIV в. - www.Arhitekto.ru

Стремясь к гармоническому впечатлению от фасада, французские зодчие в большинстве случаев отказывались от завершения башен шпилями, которые нарушали бы с таким трудом созданную сложную, выверенную, динамическую гармонию.

Сложная живописная организация готических фасадов, основанная, как и решение интерьеров готических храмов, на гармонизации многообразных динамических ритмических элементов, сравнимая по своему величественному и стройному звучанию с торжественным многоголосием позднесредневековой полифонии, где в основной тон постоянно вплетаются нанизывающиеся друг на друга мелодические мотивы, тем более поразительна потому, что в ее создании чаще всего участвовал не один, а несколько архитекторов, работавших один вслед за другим. Каждый последующий зодчий, принимавший на себя руководство возведением фасада, не только умело сообразовывал свою работу с уже сделанным ранее, но и вносил в нее черты, отвечающие его собственным творческим склонностям и новым веяниям в архитектурной практике.

В решении башен западного фасада готические зодчие, опираясь на романскую традицию, видоизменяли ее в соответствии с общим обликом готического здания.

Башни, как правило, получают вытянутые в высоту огромные ажурные проемы. В сооружениях ранней готики варьируются архитектурные формы квадратных в плане башен. Однако оригинальное решение башен собора в Лане легло в основу тех башенных композиций, которые дали зодчие Реймского и Амьенского соборов, стремясь придать башням живописный облик и тяготея к их объемно-пластическому решению, избегая подчеркивать грани стены и сообщая ей глубокие членения.

Поставленная зодчим Лана над средокрестием огромная башня, играющая роль светового фонаря, сохраняется в нормандских готических церквах. Собор в Лане оказал большое влияние на развитие готической архитектуры в Нормандии и Рейнских землях. Зодчие собора в Лизье, без сомнения, были также хорошо знакомы с архитектурно-художественной композицией Ланского собора. Архитекторы собора в Аррасе (разрушен в 1793 году) взяли Ланский собор за образец, построив хор с обходом, но без венца капелл, галерею эмпор, башню над средокрестием, обширный трансепт с боковыми нефами, две башни западного фасада и создав скульптурную декорацию по образцу Ланской.

Читайте также:

Источники