Карл Фридрих Шинкель

Портрет Карла Фридриха Шинкеля - www.Arhitekto.ru

Самым значительным немецким мастером первой половины XIX века явился Карл Фридрих Шинкель (1781-1841 г.), работавший в Художественной и строительной академии в Берлине, откуда вышли наиболее видные творцы архитектуры XIX в. в Германии. Благодаря своим романически-классическим творениям в других родственных искусствах он стал ведущим арбитром национального эстетического вкуса своего времени. Он сочетал увлечение античными формами со стремлением к лаконичной монументальности. «Архитектурные детали и внешняя отделка не должны скрывать основных архитектурных форм», – писал он.

Шинкель учился архитектуре у Давида Гилли, затем у его сына, блестящего архитектора, Фридриха Гилли (1798-1800 гг.) в Берлинской академии архитектуры (1800-1802 гг.) и несколько лет в Италии, бывал в Париже (1805 г.). Его учитель Ф. Гилли был известен своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797 г.), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания. Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Как теоретик Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Воззрения Шинкеля оказали сильное воздействие на современную ему архитектуру.

Он разрабатывал мебель для королевы Луизы в 1809 году. Эта мебель, из светлого грушевого дерева, с романтическим упрощением формы в классическом стиле стала предвестником стиля бидермайер. В 1810 году он был назначен асессором в новоучрежденную в Берлине строительную депутацию. В 1811 году Шинкеля избрали в члены берлинской академии художеств, а в 1815 году он получил титул тайного советника по строительной части. Став государственным архитектором в 1815 году, Шинкель выполнял много заказов для короля Фридриха Вильгельма III и других членов королевской семьи. Его проекты были основаны на возрождении различных исторических стилей архитектуры.

После поражения Наполеона в 1815 г. романтический вкус был вытеснен необходимостью найти подходящее архитектурное выражение для триумфа немецкого национализма. Сочетание политического идеализма и военной доблести, казалось, требовало возвращения к классике. В любом случае это был тот стиль, который заставил Шинкеля при создании берлинских шедевров — Новой караульни (1816 г.) - внушительный кубовидный массив, который украшает величавый шестиколонный дорический портик, Королевского Драматического театра (1821) и Старого музея (1830 г.) — обратиться не только к творчеству Гилли, но и Дюрана.

Новая караульня, Берлин - www.Arhitekto.ru

В то время как караульня и театр демонстрируют характерные черты зрелого стиля Шинкеля (массивные углы первого здания и остекленные крылья второго), влияние Дюрана наиболее ясно выразилось в здании музея. Его берлинские постройки — Новая гауптвахта, Старый музей, а особеннно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма — возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие модерна. Эти принципы были полностью реализованы в его проектах Торгового дома и Обсерватории в Бонне, маяка в Арконе, храма в Потсдаме и мелких сооружений в парке Сан-Cуси, а также в других постройках 30-х годов. С редкой для первой половины XIX в. последовательностью Шинкель придерживался в своих работах принципа взаимозависимости формы и функции. Его проекты для мавзолея Луизы (1810 г.) и Вердерской церкви в Берлине из кирпича и терракоты (1821-1830 г.) относятся к самым ранним проектам в стиле готического Возрождения в Европе.

В 1819 году Шинкель стал членом технического отделения при прусском министерстве промышленности, торговли и правительственных сооружений. В 1820 году его избрали профессором и членом совета строительной академии.

В 1824 году Шинкель снова посетил Италию, а в 1826 году путешествовал по Шотландии и Англии. После поездки в Англию обостряется интерес Шинкеля к готике, в духе которой он строит Вердерскую церковь (1825-1828 г.), замки Курник и Бабельсберг, близ Потсдама, Ратуши в Циттау, берлинские дворцы принца прусского на Парижской площади, дворец графа Редерна, памятник на Крейцберг. На посту главы Прусского департамента общественных работ (1830 г.) он декорировал апартаменты для кронпринца Фридриха Вильгельма и принца Августа. Благодаря его работам по планированию города в Берлине возникли новые бульвары и скверы. Шинкеля также помнят благодаря его театральным проектам и проектам работ по металлу, он делал декорации к пьесам Гёте, погружая всю сцену в атмосферу живописного миража.

В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале XIX столетия. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно эллинское, и применять его, не нарушая его принципов, к условиям северного климата и к потребностям новейшей жизни, в чем и преуспел. В большинстве случаев при этом мастер проявлял тонкое чувство изящного и практический ум. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле.

Исходит от Шинкеля немецкий вариант неороманcкой архитектуры «рундбогенстиль», или «полуциркульные арки», который следует итало-романским и итало-ренессансным образцам (Сакров близ Потсдама, церковь Спасителя, 1841-1844 г., арх. Л. Персиус). В конце XIX в. строятся многие неороманские церкви и вокзалы.

Читайте также:

Источники