Наиболее ясно вырисовывается творческий облик архитекторов, о которых сохранились твердые документальные данные и письменные свидетельства, удостоверяющие их авторство. Пожалуй, в этом отношении одной из наиболее интересных фигур представляется Пьер де Монтрейль, названный на его надгробной плите — «доктором каменных дел мастерства». По всей видимости, это был человек очень яркого и тонкого дарования.
Используя некоторые особенности шампанской архитектурной школы XIII века, впитав и творчески переосмыслив достижения готических мастеров его времени и предыдущего поколения, он дал в своем творчестве блистательные образцы утонченного, рафинированного готического стиля, сразу же ставшего воплощением и самым замечательным проявлением духа складывающейся при дворе Людовика Святого придворной культуры.
В 40-х годах XIII века им были построены недошедшие до нашего времени рефекторий и капелла Богоматери в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, где и были погребены архитектор и его жена. Сохранившиеся фрагменты главного нефа и капеллы Богоматери, отличающиеся особенной изысканностью пропорций и хрупкой и тщательной профилировкой, свидетельствуют о Пьере де Монтрейле как художнике с очень тонким вкусом.
Элегантность, сдержанное изящество, тончайшая профилировка, свойственные искусству Пьеца, характеризует реконструированные им в 40—50-х годах неф и трансепт церкви Сен-Дени. Пьер впервые во французской архитектуре начинает применять в своих сооружениях оконные проемы за колоннадой трифория, окончательно превращая стены нефа в обрамление светящихся окон и аркад, сквозь которые интерьер заливают потоки света. Тенденция готического стиля к достижению предельной легкости архитектурных форм, к превращению стенного массива в легкий, ажурный, изысканно профилированный остов огромных цветных окон предстает в его творчестве во всей своей последовательности и блеске.
Тот же артистизм, благородное изящество, виртуозное умение извлекать из каменной профилировки и кружевной резьбы эффект хрупкости и легкости материала, подчеркивая, а не затушевывая свойства самого камня, очаровывают и в оформлении южного трансепта собора Парижской Богоматери, возведением которого Пьер де Монтрейль руководил в 60-х годах, после смерти Жана де Шелля.
Пьеру де Монтрейлю нередко приписываются также капелла Сен-Жермен-ан-Лэ с ее вытянутыми пропорциями и рефекторий в Сен Мартен-де-Шан в Париже, отмеченный печатью строгого изящества. Большинство исследователей склонно считать Пьера автором Святой Капеллы в Париже, личной капеллы короля, где хранилась редчайшая реликвия — терновый венец Христа. В верхнем этаже Капеллы от стены не остается ничего, кроме хрупких вытянутых тяг, разделяющих огромные пространства окон, благодаря чему единственный неф Капеллы действительно превращается во внутренность драгоценного реликвария, во вместилище сказочного цветного света.