Наиболее древним видом японского жилища считается татэана (жилище из соломы). Их сооружали из жердей, тростника и ветвей. Чтобы уменьшить сырость в домах, их размещали в мягком грунте на склонах холма, отчего их также называли тэнти-конгэн (против влаги). Уровень пола углубляли, выкапывая четырехугольную яму с закругленными углами длиной около 5—6 м, глубиной 60—90 см. Земляной Хорошо утрамбовывали, а по углам забивали в землю 4 несущих столба, поддерживающих прогоны. На прогоны укладывали стропила, которые концами упирались в землю.
Также в древноие времена в Японии сооружались такаюка - жилища, высоко поднятые над землей помещением. Изображения таких домов были обнаружены первых веков нашей эры на глиняных дощечках и бронзовых колоколах дотаку, относящихся к началу нашей эры. Эти древние жилища состояли из одного помещения, в которое вела высокая приставная лестница. По троцам таких сооружений выступали над коньками концы стропил, образующих двускатную кровлю, с другой стороны - два столба. Эти отдельно стоящие столбы и тиги стали в дальнейшем характерными деталями японского зодчества.
Развитие родовых общин в Древней Японии отразилось в создании погребальных комплексов — кофунов, насыпных островов-курганов, состоящих в плане из соединенных круга и квадрата, обнесенных рвом. По всему периметру и сверху эти курганы были оформлены глиняными фигурками «стражей курганов» — ханива (высотой до 1,5 м), изображающими воинов в доспехах, жрецов, музыкантов, различных людей и животных.
Сооружение японских грандиозных курганных погребений вождей относится преимущественно к III — середине VI вв. Этот период получил название «курганного».
Погребения курганного типа встречаются по всей Японии, за исключением северных районов страны. Они возводились различной формы и величины, соответственно рангу усопшего. Строительство курганов продолжалось до VI в. и прекратилось, очевидно, с распространением буддизма, согласно традициям которого труп умершего сжигался.
В густых лесах прятались от постороннего взора древнейшие деревянные святилища Японии — Исе и Идзумо.
Наиболее древние культовые сооружения были деревянными и поэтому не сохранились. Они устанавливались на каменных террасах, и деревянные колонны несли тяжелую консольно выступающую крышу с черепичным покрытием. Традиционно все японские храмы стоились исключительно из дерева.
Китайская культура становится образцом для японских архитекторов со времени распространения буддизма. Первая столица строилась на основе регулярной прямоугольной планировочной схемы. Заимствованные из соседних стран — Китая и Кореи, типы архитектурных сооружений получили своеобразную трактовку. Это сказывается в отходе от полной симметрии в плане монастырей, в характере восприятия зрителем главной алтарной композиции и т. д.
Облик японской пагоды иной, чем в Китае. Своеобразное конструктивное решение имеет пагода в Якушиджи (VII в.). Через все сооружение проходит мощная центральная колонна, заделанная в каменное основание. Эта вертикальная ось сооружения не имеет с ним непосредственной связи, но должна придать ему устойчивость в случае землетрясения.
В VII и VIII вв. в Наре строятся храмы, архитектура которых имеет китайские черты. Новая столица была построена по примеру китайской столицы Аньян — это был период широкого проникновения в Японию китайской культуры (5, стр. 49-100; 6, т. 1, стр. 419-440; 8, стр. 206-208; 12, стр. 22-25).