Самыми грандиозными сооружениями позднего дученто считаются собор в Орвьето (заложен в 1290 г.) и флорентийская церковь Санта Кроче (заложена в 1294-1295).
По размерам эти церкви почти идентичны и, по-видимому, не случайно очень близки одной из самых почитаемых раннехристианских базилик — просуществовавшей до начала XVI века базилике Св. Петра в Риме.
Однако если в раннехристианских базиликах с их бесконечным ритмом множества уходящих к алтарю колонн есть таинственная беспредельность, в Санта Кроче и соборе в Орвьето пространство обретает конечность, стройную и легко постижимую структуру. Оно делится на три нефа монументальными, соразмерными масштабам интерьера опорами: в Орвьето — это десять гигантских одиннадцатиметровых колонн, в Санта Кроче — четырнадцать восьмигранных столбов. Они отделены столь большими паузами, что колоссальное пространство интерьера распахивается перед нами от стены до стены, четко ограниченное плоскостями стен и балочного перекрытия; замечательны геометрическая правильность и обозримость этого пространства, отчетливость мерного чередования планов и пластическая ощутимость форм.
В этой архитектуре воплощены начала нового мироощущения, основанного на представлении о грандиозности мироздания и вместе с тем — постижимости, материальности его структуры.
В то же время собор в Орвьето и церковь Санта Кроче решены по-разному. Строители собора в Орвьето во многом исходили из традиций тосканского зодчества XII века, а непосредственным образцом для них был, видимо, сиенский собор с его полуциркульными арками и двухцветной полосатой облицовкой стен и колонн. В Орвьето эти мотивы приобретают новую выразительность.
Интерьер собора с его великолепной пространственностью, праздничным свечением полированной поверхности белого и темно-зеленого мрамора, пластической мощью энергично круглящихся колонн и грандиозным размахом плавных арок не имеет равных в Италии этого времени; в его облике проступают отголоски классической традиции.
Собор в Орвьето. План.