Первый русский архитектор Михаил Земцов

Петр I решил пригласить лучших архитекторов Франции, Италии, Германии и Голландии строить город на море — Питербурх — и обязать их на постройках, которые они будут проектировать и вести, учить здешних русских молодых строителей своему искусству.

Архитектурные замыслы и художественная отделка зданий по проектам иностранных архитекторов исполнялись силами и руками талантливых русских рабочих и мастеров. Это привело к тому, что все иноземное, помимо воли самих авторов-иностранцев, преобразилось в чисто русское «петровское барокко».

Сохранившиеся постройки Петровского времени, такие, как «Двенадцать коллегий», построенные Трезини, «Кунсткамера» Маттарнови, служат доказательством преобразующей силы русского искусства. Накопленное богатство художественных форм, созданных многовековой русской культурой, было глубоко заложено в искусстве русских архитекторов, и никакие иноземные влияния не могли стереть или обезличить их творчество. Наоборот, сами иностранцы, приехавшие в Россию, оказывались под таким непобедимым влиянием русского искусства, что теряли свои отличительные черты. Искусство иностранных учителей приобретало несвойственное черты русского народного зодчества.

Первым, кто получил архитектурное образование от иностранцев-учителей в Петербурге и стал крупнейшим архитектором в России, был Михаил Григорьевич Земцов.

Еще мальчиком он был перевезен из Москвы и определен в Петербургскую канцелярию. Здесь вместе с несколькими другими мальчиками его обучали итальянскому, немецкому и голландскому языкам, чтобы потом поставить переводчиком при иноземных архитекторах. В 1710 году «по (указу великого государя из Санкт Питер- Бурхской канцелярии прислан в канцелярию Городовых дел обученный итальянскому языку ученик Михайло Земцов; и оный ученик отдан из канцелярии Городовых дел к архитектору Трезину». Жалованья ученик Михаил Земцов первые годы никакого не получал, потом было положено 5 рублей в месяц, а с 1715 года по 1717 год ему повысили оплату до 10 рублей.

Земцов был способный к художествам и трудолюбивый малый, поэтому распорядитель работ архитектор Микетти выпросил себе в помощники трезиниевского ученика. Сенявин отдал Земцова в «подмастерья архитектурного художества» и положил жалованья ему 16 рублей в месяц.

Земцов, как художник, был намного сильнее своего учителя Трезини. Возможно, что Трезини был опытный строитель, но лучшие постройки, приписываемые Трезини, все созданы при участии его ученика — Михайлы Земцова.

И Микетти уже через год после приглашения к себе Земцова написал в Канцелярию строений:

«Я, нижеподписавшийся, имел экзаменовать как в чертежах, так и в практике подмастерья именем Михайла Земцова, и я обрел его обученным и достойным в профессии Архитектурной. И того ради позволяю ему ехать управлять работою в строении дома его царского величества, которое строится в Ревеле. И так рассуждая усмотрел его достоинство».

Земцов был отправлен в Ревель «архитектурным гезелем». Он энергично и хорошо работал на постройке Петровского дворца в Ревеле. Петр I, когда увидел постройку законченной, тут же распорядился: «Ехать тебе в Стокгольм и там сыскать, как у них держится подмазка у палат, также и в городах; у тех, которые к земле так и на площадках, если есть площадки, чем крепят от течи (воды), и приговорить в нашу службу: человек двух, так же и иных мастеров».

Земцов съездил в Стокгольм и нанял там мельничного мастера, плотника, пружинного мастера «стейн мастера или каменосечца» и садовника.

Когда Земцов вернулся в Петербург и принял на себя все незаконченные работы Микетти и Киавери, он был назначен «городовым» архитектором. Ему поручили строить Александро-Невекую лавру и, кроме того, заведывать архитектурной школой, которую основал Леблон. В этой школе мальчикам преподавали черчение, математику и правила строительного искусства.

В ноябре 1724 года Петр велел Ульяну Акимовичу Сенявину собрать всех иноземных архитекторов, наподобие ученого совета, для аттестации Михаила Григорьевича Земцова. На вопрос — «оной Земцов каким характером быть достоин?» — все бывшие в Петербурге иностранные архитекторы единогласно ответили: «достоин звания архитектора полного и действительного, непрекословно его всех касающихся делах до оного художества».

Ботик Петра I - www.Arhitekto.ru

В эту торжественную минуту Россия получила своего первого русского архитектора, настоящего русского, технически широко образованного строителя, умевшего строить по всем правилам математических и физических наук. «Зодчество» преобразилось в архитектуру. С декабря 1724 года на чертежах и деловых бумагах появляется подпись — «архитектор Земцов». Времени прошло с тех пор немало. Многие постройки, особенно деревянные и фахтверковые, разрушились; еще большее число их, главным образом дворцов, увеселительных праздничных зал и беседок, было уничтожено капризными заказчиками.

Земцов был первым русским архитектором, который встал в ряды сторонников петровских реформ. Боярскому терему с его горенками, клетями и темными покоями он противопоставил просторный, светлый дворец с залами для ассамблей и кабинетами для занятий. Он построил дворец в Ревеле, летние дворцы на берегах Невы, Аничков дворец в Петербурге, создал замечательную «залу для торжественных случаев» и большое количество парковых павильонов.

Земцов также участвовал в строительстве колокольни Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, Александро-Невской лавры, создавая невиданные формы зданий. Особенно новым было украшение колоколен высокими, красивыми «шпицами»; этого никогда ранее не бывало в России.

Ему поручили спроектировать навес над ботиком Петра I — «дедушкой русского флота». Земцов отнесся к этой задаче с такой любовью, с таким глубоким пониманием значения для России этого ботика, что вместо простого навеса-сарая воздвиг небольшой красивый домик. У каждого входа поставлены по четыре колонны, поддерживающие фронтоны. Боковые стены украшены плоскими колоннами (пилястрами), между которыми помещено по три окна с очень красивыми наличниками.

Сверху домик «дедушки русского флота» увенчан статуей — женской фигурой с веслом в руке, изображающей аллегорически «воду» или «Неву», или «Навигацию».

Домик сохранился до наших дней. Он опустел — ботик Петра I хранится теперь в Морском музее, но зато сейчас сам домик стал памятником нашей культуры и истории. (21, стр. 39-43)

Читайте также:

Источники