Кристоф и Килиан Игнац Динценгоферы

Костел Св. Микулаша, Прага - www.Arhitekto.ru

Большую роль в развитии чешского барокко сыграла семья Динценгоферов. Кристоф и Килиан Игнац Динценгоферы - отец и сын, представители чешского и богемского барокко. Среди их совместных работ церковь Св. Николая (Микулаша) (1703-1711 гг., 1732-1752 гг.), Бревнов монастырь (1708-1721 гг.), оба в Праге.

С именем Кристоф Динценгофера (1655-1722 гг.) связывают несколько церковных построек, имеющих исключительное художественное значение. К ним относится костел Св. Маркеты в Праге - Бржевнове, капелла в Смиржицах, монастырский костел в Нове Паце, капелла Св. Клары в Жебе и, видимо, трехнефовый костел Св. Микулаша на Малой Стране в Праге, хотя последний, так же как и некоторые из перечисленных, приписывается Сантини.

Все эти сооружения основаны на сложном планировочном решении. Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей, система сводов и архитектурные элементы, развернутые в разные стороны, создают динамичное пространство.

В 30-40-х годах XVIII в. предшествующие творческие принципы активно развивает Килиан Игнац Динценгофер (1689-1751 гг.). Ему принадлежит ряд построек, прежде всего церковных. К первым его работам (еще строгим по характеру образа) относится одна из немногих построек светского значения - летний дворец «Америка» в Праге.

В дальнейшем уже очевидно последовательное использование им принципов динамического барокко. Динамикой внутреннего пространства и спокойными фасадами он достигает контраста в костеле Св. Варфоломея в Праге, который является также примером так называемого барочного дуализма, т. е. независимости архитектурных решений интерьеров и экстерьеров. Так же решен, например, костел Св. Марии Магдалены в Карловых Варах. В полном соответствии между собой находятся решение внутреннего пространства и фасада костела Св. Яна Непомуцкого в Праге, костела Св. Яна на Скалце в Праге и костела в Добре Воде.

Во Франции Динценгофер познакомился с барокко классического направления. Начиная с 30-х годов XVIII в. он работает, ориентируясь на принципы этого направления. Примером более спокойного и монументального решения является достройка части костела Св. Микулаша на Малой Стране. К объектам светского характера принадлежит его проект пражского Дома инвалидов, где, однако, была реализована только часть его обширных замыслов.

К. И. Динценгофер своим творчеством обогатил барокко периода его расцвета. Даже работы ведущего моравского архитектора М. Гримма, автора нескольких значительных построек в Брно, несоизмеримы с ними по архитектурному уровню.

Читайте также:

Источники