Реконкиста в Севилье

XII и особенно XIII век в истории Пиренейского полуострова — время наиболее активного и плодотворного усвоения духовных и художественных ценностей, которые были порождены арабо-мавританской цивилизацией. Процесс этот, исключительно сложный и разноречивый, коснулся в той или иной мере всех частей средневековой Испании, в каждой из которых в силу исторических особенностей проявлялся по-разному. Нет необходимости доказывать, насколько глубокий и всеобъемлющий характер приобрел подобный процесс в Толедо и Севилье, центрах арабской учености и культуры.

Коренной перелом в ходе реконкисты произошел в результате победы объединенных сил испанских королевств в битве 1212 года при Лас Навас де Толоса. Путь в Андалусию был открыт. Вскоре Кастилия овладела Кордовой, Мурсией, Хаэном. 23 ноября 1248 года войска Фердинанда III после пятнадцатимесячной осады взяли Севилью. Успеху операции содействовал разгром кастильской эскадрой флота мусульман в устье Гвадалквивира.

Падение Севильи, которое вызвало капитуляцию других южно-андалусских городов — Медины-Сидонии, Аркоса, Кадиса, Санлукара,— завершило главный этап реконкисты. С этого периода ход освободительной войны надолго задержался. На первый план выступили острые проблемы внутреннего развития страны. Отдельные военные операции почти не изменили границ мусульманских владений, сосредоточенных на юге страны в Гранадском эмирате до конца XV столетия.

Завоевание Севильи свидетельствовало о необходимости создания сильного военного флота, и по инициативе Фердинанда III здесь была заложена верфь и начато строительство королевской флотилии. Богатая ремесленная Севилья предоставила христианской Испании возможность торговли через южные порты, что сразу выдвинуло ее среди других андалусских центров.

Фердинанд III остался в Севилье, где и умер немногим меньше, чем через четыре года после ее завоевания. При его преемниках Севилья наряду с Толедо считалась столицей Кастильского королевства. Годы ее расцвета связаны с царствованием сына Фердинанда III Альфонса X, прозванного Мудрым (1252-1284 гг.).

В отличие от Кордовы и Гранады, которым так и не суждено было возродиться, Севилья периодически переживала состояние экономического и культурного подъема. Внутренняя активность общества на протяжении огромного исторического периода находила реальное жизненное применение, что, в свою очередь, служило новым стимулом для ее дальнейшего развития. Во времена Альфонса X Севилья была не только красивой «восточной» столицей. Она разделяла с Толедо славу крупнейшего в третьей четверти XIII века очага культурного движения на Пиренейском полуострове.

Читайте также:

Источники