Внутренняя композиция ансабля Эскориала

Эскориал. Испания - www.Arhitekto.ru

Затененный и узкий арочный проход ведет в большой прямоугольный двор собора, называемый Двором царей. На его восточной стороне расположен фасад собора, по продольным краям — лапидарные фасады монастыря и семинарии. Все они делятся на четыре этажа, покрыты высокими шиферными крышами и объединены одной линией карниза. Пространство двора замкнуто окружающими зданиями. Через двор идет движение по продольной оси — от входов главного портала к входу в собор, который акцентирован тремя арочными проемами между шестью дорическими полуколоннами. От втягивающих в себя темных впадин взор Поднимается к широкой горизонтали дорического антаблемента и тяжелому гладкому аттику фронтона. В пропорциях этой верхней несомой части есть что-то нарочитое, как бы нарушающее принципы ренессансной тектоники. Для оживления и облегчения пустой плоскости аттика в ней пробито окно, которое разрывает линию фронтона и по своим очертаниям перекликается с округлыми завершениями входных ниш-проемов. Вместе с тем аттик служит как бы фоном для стоящих на высоких постаментах статуй ветхозаветных царей — Езекии, Иосафата, Иосии, Манассии, Соломона и Давида работы Хуана Баутисты Монегро. Именно их присутствием двор был обязан своим названием. И действительно, среди четких, ясных, холодных архитектурных форм и плоскостей эти колоссальные статуи сразу привлекают внимание.

Так же как у статуи св. Лаврентия на главном портале, головы и руки царей выполнены из белого мрамора, а их короны, скипетры и символические атрибуты — из позолоченной бронзы. Выдвинутые вперед на высоких постаментах, окутанные развевающимися складками каменных одежд, фигуры представлены в эффектных позах. Но в отличие от шумной общительности и энергии барочной скульптуры эти статуи существуют в изоляции друг от друга, ни к кому не обращены, их жесты бесцельны, позы застыли, а экстатические возгласы, исторгаемые из разверстых уст, кажутся беззвучными.

После освещенного солнцем Двора царей собор встречает сумрачным низким нартексом, который по своей высоте вдвое ниже высоты собора, что объясняется тем, что над его искусно выложенным сводом расположен хор — место для монахов и духовенства. Продольная ось, рассекающая композицию Эскориала с запада на восток, ведет внутрь собора к главной капелле и алтарю. Подобный характер движения к святилищу, насыщенный контрастами затененных и открытых пространств, по мнению некоторых исследователей, восходит к далекой восточной традиции. Луис Мойя Бланко, сторонник этой концепции, находит даже известную аналогию между композицией Двора царей и альгамбрского Миртового двора.

Контрасты света и тени в эскориальском комплексе далеки как от прихотливого подвижного освещения мавританского зодчества, так и от предчувствия барокко. К Эскориалу применимы те общие, иные, чем в барокко признаки архитектуры XVI века, о которых говорил Б. Р. Виппер. В барокко связь с окружающей средой осуществляется активно:

«Здание раскрывается, выступает наружу окружающему пространству, в архитектуре же XVI века — пассивно путем проемов и углублений... в фасадах зданий барокко тени образуются главным образом рельефом выступающих частей, тогда как в архитектуре XVI века это по преимуществу тени впадин и проемов».

Б. Р. Виппер.

В противопоставлении света и тени в Эскориале еще нет присущей барокко эмоциональной контрастности, таинственной игры воображения. Это особенно очевидно в интерьере собора, в огромном трехнефном пространстве которого боковые двухъярусные обходы и сорок четыре погруженные в сумрак алтарные капеллы не сразу привлекают внимание, все поглощено господствующей здесь «белой ясностью», по словам X. Камона Аснара.

Читайте также:

Источники