Начало строительства Эскориала

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением Филиппа II. Ни один чертеж не проходил без утверждения короля. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ, во главе которых стоял талантливый и опытный руководитель — монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 году вызвал из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Хуан Баутиста де Толедо (дата рождения неизвестна) принадлежал к поколению испанских мастеров, которые целиком сформировались под влиянием итальянского Высокого Возрождения. Он следовал традициям Сансовино, Палладио и даже принимал участие в возведении купола собора св. Петра в Риме. В Испании он быстро выдвинулся, получил придворное звание королевского архитектора и много ответственных заказов. Но все же судьба обошлась с ним довольно круто. Все работы Хуана де Толедо подвергались поздним перестройкам, а строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось перед именем Хуана де Эрреры (около 1530-1597 гг.), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 году и стал общепризнанным создателем Эскориала.

За последние годы в научной литературе наметилась тенденция заново пересмотреть вклад Хуана де Толедо, который был автором плана, первого макета и первоначального замысла Эскориала. Вопрос этот сложен. Следует учесть, что для Хуана де Толедо создание ансамбля, объединявшего монастырь, дворец и пантеон, представило ряд существенных трудностей. Недостатки в проектировании некоторых его частей вызывали не только недовольство Филиппа II, но и суровую критику флорентийской Академии, рассмотревшей по приказу короля в 1596 году проект собора, в результате чего проект был передан итальянскому архитектору и мастеру фортификационных работ Франческо Пачотто из Урбино.

Не менее существенна и сама направленность творчества Хуана де Толедо, поклонника итальянской ренессансной традиции. Не случайно с его именем X. Камон Аспар связывает наиболее гармоничные постройки Эскориала, ученого увлекает мысль приписать ему даже авторство изящной, решенной в палладиапском стиле Галереи для выздоравливающих, которая обычно считается созданием Хуана де Эрреры или его ученика Франсиско де Мора. Нельзя не согласиться с выводом X. Камона Аснара о том, что творчество Хуана де Толедо воплощало лишь первую фазу (между 1550-1570 гг.) нового стиля коптрреформации, где строгая нормативность итальянизированных форм еще не сложилась в законченную систему. Вместе с тем ренессансная пластическая концепция, из которой продолжал исходить Хуан де Толедо и которая должна была получить наглядное выражение в декоративном убранстве ансамбля, вероятно, уже не соответствовала духу времени и вкусам монарха. Нет необходимости доказывать, насколько огромную роль здесь сыграл Хуан де Эррера, не только существенно изменивший первоначальный замысел зодчего, но и подчинивший все сооружение единой во всех деталях новой образной системе.

План Эскориала — прямоугольник с четырьмя башнями по углам (высота 56 м) — обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы-крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам.

И все же задуманный Хуаном де Толедо ансамбль, хотя и резко отличался от осуществленной постройки, заключал в себе ее план, выдержанный в принципах строгой симметрии. При всей приверженности Хуана де Толедо итальянской традиции этот план оказался совсем необычным. Он представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 Х 162 м, рассеченный главной осью, которая акцентирует вход с запада на восток. Лишь в восточной части выделен небольшой выступ, где находились личные апартаменты короля. В каждом из отсеков расположение зданий и внутренних дворов подчинено основному принципу деления плана на геометрически правильные прямоугольные ячейки. Ансамбль завершает увенчанный куполом собор Сан Лоренсо.

Эскориал. Испания - www.Arhitekto.ru

План Эскориала: 1 - дворец; 2 - дворец инфантов; 3 - главная капелла; 4 - покои Филиппа II; 5 - сакристия; 6 - нижняя галерея;
7 - двор Евангелистов; 8 - собор; 9-11 - монастырь; 12 - библиотека; 13 - двор царей; 14 - хор; 15 - нартекс; 16-17 - коллегия.

Однако современные испанские исследователи стремятся обнаружить более сложный, многосоставный характер происхождения общей композиции Эскориала и его плана. Некоторые высказанные им предположения довольно любопытны. Гипотеза Луиса Мойя Бланко исходит из замечания Хосе Сигуэнсы о том, что строительство Эскориала было задумано Филиппом II как своеобразное возрождение на испанской земле библейского храма царя Соломона в Иерусалиме. Эта мистическая идея, казалось бы, далекая от какого-либо конкретного прообраза, поскольку храм Соломона бесследно погиб, по мнению Бланко, не имела в XVI веке характера отвлеченной метафоры, а находила реальную почву, базируясь на древней архитектурной традиции стран Переднего Востока в сооружении различных замков. Возможно, продолжает исследователь, что планы этих сооружений, известные еще в средние века христианским пилигримам, крестоносцам и мусульманским путешественникам, могли попасть в руки Филиппа II.

Гипотеза Бланко содержит немало искусственных построений. Следует предположить, что если план Эскориала пришел с Востока, то в первую очередь путем местной традции, восходящей к древнему восточному прототипу. Точка зрения исследователя интересна своей ярко выраженной тенденцией, отрицающей ренессансный, классический характер Эскориала.

В то же время Секундино Суасо Угальде находит в плане Эскориала влияние больших испанских госпиталей, которые сооружались в эпоху Католических королей в конце XV — начале XVI столетия (госпиталь Санта Крус в Толедо, 1494; госпиталь в Гранаде, 1511). Четкий симметричный план в виде креста, образующий систему замкнутых прямоугольных дворов и обходных галерей, купол в центре — все, что придает этим сооружениям строгое структурное единство, по мнению исследователя, было повторено в Эскориале.

Так или иначе предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с его точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще.

Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности, Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей и объединив четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно-пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов. Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов — одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь — не украшения, а необходимые элементы композиции, подчиненные общему широкому движению, его единому, мерно повторяющемуся ритму. Многочисленные постройки Эскориала, выдержанные Хуаном де Эррерой в одном монументальном стиле, включены в четкую геометрическую систему архитектурного комплекса. Дух ясной математической логики пронизывает образ Эскориала, определяет язык его пропорций, ритмический строй, детали и формы, сведенные к простым геометрическим телам — кубу и шару. Нельзя не восхищаться мастерством архитектора, так глубоко почувствовавшего идеалы своего времени, а также своеобразием его личности, примечательной во всех отношениях.

Читайте также:

Источники