Геометрический метод и «секрет» готических мастеров

«В каком-то смысле, каменщик — это совершенный геометр, поскольку он имеет дело с формами, мерами веса, направлениями; но в то же время каменщик — никак не геометр, ведь он не теоретик. Он ощущает геометрию, видит ее, но вовсе не разбирается в ней».

Алэн. Идеи и времена.

В процессе возведения готического храма перед архитектором вставали сложнейшие конструктивные задачи. Их конструкторская и техническая мысль носила чисто эмпирический характер.

«Вместо скорости наших математических абстракций средневековые строители были склонны использовать медленные, но испытанные и надежные приемы, коренящиеся в непосредственном практическом опыте и постоянном наблюдении за ходом работы».

Фитчен.

Геометрические методы позволяли архитектору определить пропорции здания, курватуру сводов и арок, толщину сводов и опор. С их помощью он выяснял взаимодействие сил распора и противостоящих ему сил и нагрузку, падающую на несущие части архитектурной конструкции. Они помогали ему при создании проекта будущего сооружения и при определении основных элементов архитектурной композиции и ее скульптурной и живописной декорации. Геометрия сопровождала средневекового архитектора на всем его творческом пути, воспитывая его глаз на красоте геометрических форм, чистоте линий и точности пропорциональных соотношений. Она начиналась, когда готический архитектор приступал к созданию плана будущего сооружения, который он обычно не выражал в масштабе, лишь приблизительно намечая основные соотношения всех частей предполагаемого здания.

Руководствуясь чертежами, архитектор мог в то же время вносить изменения в рисунок фасада в ходе возведения постройки. Процесс строительства не утратил своей творческой стороны и не был точным исполнением вычисленного до мельчайших деталей проекта. Изящный чертеж-проект был не только рабочим чертежом в полном смысле этого слова, но и архитектурным рисунком, являвшимся исходной точкой для работы, допускавшей разнообразные вариации. Часто архитекторы отступали от своей программы, на основании одного проекта разрабатывался новый, обогащающий и изменяющий старый, в процессе строительства менялись архитектурные вкусы и с тягой к более утонченному, изящному, измельченно-дробному архитектурному рисунку в проект-чертеж вносились новые дополнения. Подобный метод работы определялся всей системой геометрических приемов, на которых основывалась средневековая архитектурная практика.

Мышлению готического архитектора было чуждо трехмерное изображение будущей постройки в изометрической проекции. Изящная геометрия его чертежей носила в целом плоскостный характер: план и вертикальный разрез служили отправной точкой его дальнейших действий. Представить здание в объеме архитектору помогали модели и макеты, делавшиеся чаще всего из дерева. Однако это вряд ли были модели целого здания. Чаще это были трехмерные модели профилей, игравших важнейшую роль в создании архитектурно-художественного образа готического храма. Они были предназначены как для текущей работы, так и для обучения мастеров. К сожалению, до нашего времени дошли модели готических сооружений, восходящие уже, к позднеготической эпохе — такова модель руанской церкви Сен-Маклу.

Красота и разнообразие пропорциональных соотношений элементов готического храма, легчайшая, динамическая и изысканная пропорциональная игра профилей, тяг и архитектурных деталей, быть может, в большой степени и обязаны той свободе, которую готический мастер обретал, оказываясь в мире пропорции, в мире абстрактной гармонии, холодящий воздух которого, захватывая дух, позволял художнику разыгрывать и извлекать из камня тончайшие ритмические фиоритуры. Строй готических пропорций выразил тоску средневекового человека о достижении неба, божества, о воплощении мечты о небесном Иерусалиме на земле.

Ключевая геометрическая фигура — квадрат с вписанным в него другим квадратом при помощи диагоналей, обеспечивавшая устойчивость пропорциональных соотношений фигур во многих вариациях, — широко применялась готическими зодчими. Использование в строительстве соотношения стороны квадрата и его диагонали было распространено и в античной архитектуре и составляло одну из основ геометрического метода, позволившего нескольким тысячелетиям человеческой истории искусно обойти проблему иррациональных величин.

В начале XVI века Лоренц Лахер в своем трактате детально рассматривает методы геометрических построений архитектурной формы, уделяя большое внимание проблеме соразмерности частей и приравненности их соотношений к соотношению стороны квадрата и его диагонали, особенно широко применявшемуся средневековыми зодчими.

Геометрический метод лежал в основе и архитектуры эпохи Возрождения, зодчие которой видели в нем надежную систему соразмерности, сознательно разрабатывали заложенные в нем возможности создания эстетического впечатления классической гармонии и завершенности. Но применение геометрического метода, оставшегося основным принципом архитектурного творчества, велось ими в русле развития иных традиций, в поисках создания образа, близкого своими соотношениями гармонии классической архитектуры и совершенно чуждого образному строю готического зодчества, беспокойного, полного мистической взволнованности и устремленности в божественный мир.

В руках опытного архитектора геометрический метод превращался в послушный инструмент, с помощью которого он создавал изысканные и виртуозные комбинации линий и форм, проникнутых единым, взволнованным пропорциональным и ритмическим строем, несущим в себе эмоциональный заряд необыкновенной чистоты и силы.

Об этом говорят подлинные чертежи XIII столетия, в каждой тончайшей линии которых ощущается наслаждение мастера хрупкой, легкой, прозрачной и стройной игрой архитектурных форм. Но самым подлинным и несравненным свидетельством мастерского владения готическими зодчими геометрическим методом были и остаются воздвигнутые ими готические соборы, захватывающие тончайшей пропорциональной координированностью архитектурных элементов, как прекрасная, величественная и просветленная музыка.

Метод вращающейся проекции

Метод пропорционирования

Засекречивание геометрического метода

Источники