Готические витражи как символ Божественного света

К символическому толкованию церковной архитектуры, которое восходит к раннесредневековой традиции, в эпоху готики присоединялись яркие и образные символические интерпретации находящихся в окнах витражей, в которых получила наиболее глубокое и последовательное воплощение тенденция средневекового искусства к выражению ирреального через уподобляемые ему и отождествляемые с ним художественные явления и формы.

Свет витражей отождествляется со светом христианского знания. Как писал Гонорий: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, светом христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церкви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий».

Мистическая интерпретация света, пришедшая в средневековый Запад в переведенных Эригеной сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, оказывает огромное влияние на представления готической эпохи. О популярности и распространенности этих представлений о свете свидетельствует самое широкое отражение этих взглядов в литературе готической эпохи. Переработанные средневековой мыслью и безудержной фантазией, популяризованные мистические представления о свете находят широкий отклик в светских романах и повестях того времени, с их любовью к описаниям фантастических воображаемых построек, магических стекол и зеркал и особенно — драгоценных камней. В основе своей, как и фантастические описания свойств драгоценных камней в лапидариях XII-XIII веков, они восходят к древнейшим представлениям о магии света. Большой интерес в этом отношении представляет легенда о храме св. Грааля с описанием эффектов света и драгоценных камней, перекликающимся с представлениями мистиков XIII века о первичном мистическом опыте.

Комментируемая в XII веке в сочинениях Жильбера де ла Поре и Гуго Сен-Викторского, а в XIII веке — Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона мистическая интерпретация света непосредственно связывается с практическими проблемами храмового строительства и оформления в сочинениях аббата Сугерия о сооружении церкви Сен-Дени.

Как полагает Сугерий, «свет материальный, или природой в пространствах небес расположенный, или на земле человеческим искусством достигнутый есть образ света интеллигибельного и свыше всего — самого Света Истинного».

В осмыслении света и его воздействия в эпоху готики, которое нашло прямое и непосредственное воплощение в искусстве витражей и оформлении ими готической церкви, сливается в единую мысль метафизическое представление о свете как образе, символе Божественного света, и мистический метод его познания посредством физического созерцания света и пребывания в созданной этим светом особой световой атмосфере.

Святая Капелла. Интерьер верхней капеллы - www.Arhitekto.ru

Святая Капелла. Интерьер верхней капеллы. Ок. 1242-1248 гг.

Читайте также:

Источники