Культура Древней Месопотамии

Штандарт из Ура. Ок. 2600 до н.э. Британский музей. Лондон - www.Arhitekto.ru

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад.

Культура Двуречья - одна из самых замечательных культур Древнего Востока - складывалась и развивалась не только в долине между реками Тигр и Евфрат, но и по обе стороны Евфрата.

Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.

Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру.

В течение IV тыс. до н.э. шумерийцам удалось справиться с катастрофическими разливами рек. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, плотины, каналы для регулярного орошения. Почва низменности оказалась необычайно плодородной.(6, том 1, стр. 196)

Древние жители Междуречья также изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку; освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.

В искусстве древнейшего периода Месопотамии (V - конец IV тыс. до н.э.) господствующим элементом стал ритм. И в геометризированных узорах, и в стилизованных изображениях людей и животных, ощущается подчинение ритму, непрерывному движению. В более поздний период (2-я пол. IV тыс. до н.э.) в произведениях искусства также присутствует ощущение стремительного, вихревого движения, используются разнообразные комбинациях ритмических сочетаний.

Появление рабовладельческих городов-государств в Шумере относится к первой половине III тысячелетия до н. э. Наиболее значительными из них были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. Искусство раннего Шумера (конец IV - начало III тыс. до н.э.) отличалось отказом от геометризма, стилизации, и тяготело к реалистичному и точному изображению натуры, особенно животных, живо передаются позы и движения. В начале III тыс. до н.э. в искусстве появился образ человека - в сценах культового характера и в быту.

До конца III - начала II тыс. до н.э. в искусстве Двуречья не существовало стргого канона, как в Египте, вероятно, по причине того, что политическое единство страны сложилось довольно поздно.

В раннединастический период в Шумере закладывалась идеологическая основа общества, т.к. это был период становления классового общества со жречеством и аристократией. До нас дошли скульптуры культового назначения - идеализированные человеческие изображения, лишенные портретного сходства, а также рельефы, повествующие о победах правителей, на которых фигуры в скованых позах, нагромождены друг на друга. (11, стр. 40-50; 12, стр. 4)

Читайте также:

Источники