Храмовый комплекс Акрополя, Афины

Парфенон. Афины. Греция - www.Arhitekto.ru

К наиболее значительным архитектурным комплексам относится центральный афинский архитектурный ансамбль Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, возведенный виднейшими мастерами в середине и первой половине V в. до н. э.

Асимметричный ансамбль Акрополя, блестящий пример единого композиционного замысла, включал в себя следующие сооружения:

  • главный храм Парфенон (447—438 гг. до н. э., Иктйн и Калликрат);
  • парадный вход на западном склоне Акрополя — Пропилеи (437—432 гг. до н. э., Мнесикл);
  • грандиозную статую Афины-воительницы - Промахос, созданную скульптором Фидием;
  • построенные позже небольшой храм Афины-Победительницы, или Нике Аптерос («Бескрылая») (449—421 гг. до н. э., Калликрат) и Эрехтейон — храм посвященный Афине и Посейдону (421—407 гг. до н. э. Архилох и Филокл).

Парфенон (447-438 гг. до н.э.) — крупнейший дорический храм Акрополя и всей греческой метрополии, построен из пентелийского мрамора на вершине Акрополя и посвящен покровительнице полиса богине Афине. Размеры его стилобата 30,89 X 69,54 м. Предполагают, что название храма, которое переводится как "помещение для девушек", возникло от того, что именно в этом храме избранные афинские девы ткали пеплос, которые на торжественной церемонии преподносили богине Афине. Подлинной гармонии в сочетании элементов ионийской и дорической архитектуры удалось достичь его строителям - Иктину и Калликрату. По типу Парфенон — октастильный (восьмиколонный) на коротких фасадах периптер, высота колонн — 10,4 м - как и в храме Зевса в Олимпии, но на смену тяжелым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Целлу, выложенную из тесаных мраморных блоков, по периметру окружают 46 колонн (8 X 16 с каждой стороны). Входы в два внутренних зала - квадратный (западный) и прямоугольный (восточный) - расположены с противоположных сторон; между внешней галереей и залами размещены два полузакрытых одинаковых портика с 6 дорическими колоннами и антами каждый. Два ряда дорических двухъярусных колонн разделяли на три части прямоугольный зал, в его глубине размещалась знаменитая статуя богини Афины. Квадратный зал, называвшийся "парфенон", от которого получил название весь храм, служил сокровищницей. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. Верхняя часть целлы по всему периметру опоясывала лента длинной 160 м, украшенная барельефным изображением Панафейского шествия, проходящего в честь богини Афины раз в 4 года. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустикой) по мрамору подчеркивала тектонику.

К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественного комплекса сооружений, создающих торжественный вход на Акрополь , — Пропилеев (437—432 гг. н. э.) Ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими: между двумя крупными дорическими портиками - западным и восточным (высота колонн 8,81 и 8,57 м) в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн, в обрамлении которых впервые перед посетителем представала колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная Фидием против Пропилей, которая, по сути, являлась центром пространственной композиции Акрополя.

В архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы (Нике Аптерос) возведенном на высоком выступе крепостной стены - пиргосе, преобладают ионийские черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном. Строительство его было начато в 449 г., в честь победы Афин над персами. Это храм типа амфипростиль, размеры его стилобата (основания) 5,4 Х 8,14 м, колонны высотой 4 м. Трехчастный антаблемент и колонны - классический пример греческого ионического ордера, хотя пропорции колонн несколько утяжеленные. В отделке храма монументальность сочетается с тонкой и богатой пластикой.

Также в духе ионийских традиций сооружен был во время Пелопоннесской войны несимметричный храм из пентелийского мрамора Эрехтейон - последняя по времени постройка Акрополя (421-405 гг. до н.э.).

Этот храм расположен весьма живописно рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 Х 23,5 м по стилобату), но более сложную многоуровневую структуру. Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен знаменитый портик кариатид, где роль опор играют изображения девушек (кор). В V веке средний западный портик и северный портик были пересечены невысокой сплошной каменной оградой, которая обрамляла священный дворик перед западной частью Эрехтейона и начало которой примыкало к портику кариатид. Богато декорированная северная дверь Эрехтейона многократно служила образцом для подражаний. По тонкости орнаментальных деталей она является лучшим созданием последней четверти V века (1, стр. 42-43).

Акрополь стал композиционным центром города. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. (4, стр. 9-13; 5, стр. 20-21; 9, т. 2. стр. 172-225; 10, стр. 220-224; 11, стр. 26-29; 14, стр. 59-62; 16, стр. 32).

Ансамбль Афинского Акрополя - www.Arhitekto.ru Парфенон. Поперечный разрез и план. Греция - www.Arhitekto.ru

Слева: Ансамбль Афинского Акрополя (V в. до н.э.). Реконструкция общего вида
Справа: Парфенон. Поперечный разрез и план

Парфенон. Афины. Греция - www.Arhitekto.ru Парфенон. Поперечный разрез и план. Греция - www.Arhitekto.ru Кариатиды - главная достопримечательность Эрехтейона. Афины. Греция - www.Arhitekto.ru

Слева: Эрехтейон. Афины
В центре: Эрехтейон. Поперечный разрез и план
Справа: Кариатиды - главная достопримечательность Эрехтейона. Афины.

Читайте также:

Источники