Средневековое патио. Здание Генеральной депутации Барселоны

Апельсиновый двор Генеральной депутации Барселоны - www.Arhitekto.ru

Патрицианское жилище старой Барселоны не создает впечатление уюта и приветливости. Тип архитектуры, по-средневековому суровой, скованной массой камня, не может создать подобного впечатления. Это особенно заметно по контрасту с жилыми постройками Южной Испании. И там, и тут ядром композиции является патио. Если не касаться различия архитектурных решений, следует отметить, что для андалусца патио — это маленький мирок, где проходит его жизнь, это нечто большее в эмоциональном плане, чем просто необходимая часть его жилища. В каталонском доме патио всегда выполняет парадную функцию, оно как бы сразу представляет тому, кто впервые переступает его порог, своего владельца. Вместе с тем патио играет и промежуточную роль между входом и остальными покоями, здесь не отдыхают, не сидят в бездействии. Пространство двора, которое не столько связывает между собой этажи, сколько обнажает изнутри их структуру, кажется тесноватым и сумрачным. С верхней маленькой лоджии, откуда видны буровато-серые плоскости выступающих черепичных крыш, усиливается ощущение патио как каменного колодца, а непарадные обращенные к городу стены здания обретают почти крепостную неприступность.

Тип дворца с внутренним двором нашел применение и в общественных сооружениях Барселоны. Здание Генеральной депутации с фасадом 1600 года включает в себя старую Аудиенсию, то есть Судебную палату, которая была построена в середине XV века. Ее старый совсем простой фасад выходит на живописную узкую улицу епископа Ирурита и украшен горельефным медальоном с изображением Георгия Победоносца (1418 г.) работы прославленного каталонского скульптора Пере Жоана. Но самое значительное здесь — это внутренний двор (1425 г.), композиционный узел всего здания, который связывает этажи.

Мраморная лестница ведет на второй этаж, обрамленный великолепной стрельчатой арочной галереей на высоких и стройных колоннах. Зодчий Марк Сафонт, автор фасада, а также расположенной против лестничного входа капеллы св. Георгия (1432-1434 гг.), создал наиболее совершенный вариант традиционного каталонского патио. Просторный, светлый и удивительно элегантный двор по-настоящему параден, покоряет чистотой своих форм и ясным ритмом линий. Его изысканные скульптурные детали тонкого рисунка приписывают мастерской Пере Жоана.

Из галереи можно войти в Апельсиновый двор XVI века в обрамлении зданий того же времени. Взращенный среди камня искусственный сад с хрупкими покрытыми яркими плодами апельсиновыми деревцами выглядит несколько неожиданно. Но еще более забавны водостоки, виднеющиеся в патио отовсюду.

Далеко выступающие за линию крыши, они полны экспрессии и напряжения, сочетая в изображении человеческих фигурок и фантастических существ обобщение и детализацию, вымысел и реальность, грубоватый гротеск и известную правдивость. Выразительные силуэты водостоков, четко рисуясь на фоне неба, вносят новую причудливую ноту в строгий и уравновешенный строй каталонской архитектуры.

Читайте также:

Источники