Cобор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад. Вторая половина XII-XII в. - www.Arhitekto.ru

Знаменитый собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам — самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры.

Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему служит историческим символом, по-прежнему воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.

Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мы забываем, что он призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавшей при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон). Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин не только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа.

Восхищение Виктора Гюго Западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно это соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной базилики.

Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. И даже длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний.

О готической скульптуре мы скажем в дальнейшем. Но тут же отметим ее огромную роль в готическом храме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм и, как каменные цветки, вырастающих вместе с ними бесчисленных изваяний — статуй или рельефов.

В соборе Парижской Богоматери строгое величие и благородная мощь западного фасада, завершенного в 1245 году, сменяются с северной стороны изысканностью фасада трансепта, возведенного Жаном де Шеллем в конце 50-х годов XIII века, а противоположный ему южный фасад, законченный Пьером де Монтрейлем, с выбеленными временем ребрами аркбутанов и пышной, ажурной, радостно царящей на фасаде кружевной каменной розой, характеризуется утонченной гармонией хрупких форм, неожиданных после сдержанного могущества и уверенной крепости западного фасада.

Те же изменения останавливают внимание внутри Парижского собора: прекрасные, приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими четкими окнами, над которыми парит легкий крестовый свод. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. В сравнении с ними скупо разделенная на отдельные лепестки, снабженная мощным каменным каркасом, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой, в соответствии с общим характером фасада.

История возведения храма, смена руководящих работами мастеров и одновременная эволюция готического стиля ясно выражены и в скульптуре, оформляющей фасады собора Парижской Богоматери. Несколько метров, отделяющих правый портал западного фасада — портал Анны,— от центрального портала, наглядно передают путь развития готического рельефа от ранней готики к ее зрелому этапу.

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад - www.Arhitekto.ru Скульптура собора Парижской Богоматери - www.Arhitekto.ru Скульптура собора Парижской Богоматери - www.Arhitekto.ru

Слева: Собор Парижской Богоматери. Вид с юга.
В центре: Голова Давида с портала Св. Анны. Скульптура собора Парижской Богоматери. Западный фасад. Ок. 1165-1170 гг.
Справа: Голова апостола с портала Страшного суда. Скульптура собора Парижской Богоматери. Ок. 1200 г.

Фигуры в старой части тимпана портала Анны, относящейся к 1160-ым годам, неподвижны, негибки и жестки; их пропорции коротки, складки одежд переданы графически, а рельеф плоскостей и низок, в то время как в исполненном около 1220 года тимпане «Страшного суда» в центральном портале все фигуры обрели вытянутые, благородные пропорции, изящество и стройность. Складки одежд ниспадают легко и свободно, сдержанный жест Христа полон мягкости и благоволения, нижний ярус тимпана со сценой «Воскресения из мертвых» (реставрирован в XIX веке) построен на единстве сильных и плавных движений восстающих из гробов и воспринимается как льющаяся сплошным потоком река из подымающихся тел.

Сравнение сохранившихся голов статуй правого и центрального порталов западного фасада Парижского собора особенно поразительно. Голова Давида правого портала была создана мастером, еще находящимся в плену романских методов трактовки формы, но уже ощутившим богатейшие психологические возможности пластики. Романская фронтальность, массивность форм, орнаментальная разработка черт соединяются с тенденциями к смягченной моделировке лица и его внутреннему одухотворению. Голова апостола, по-видимому, с центрального портала западного фасада собора, выражает новое художественное мировосприятие. Романская графическая и орнаментальная разработка формы уступила место богатой живописно-пластической характеристике. Тонкая пластическая моделировка лица, благородство пропорций головы с высоким лбом, естественная и изящная свободная пластическая трактовка волос и бороды сближают это произведение с работами классицизирующего направления в готической скульптуре, развивающегося в первой половине XIII века. Внутренняя значительность образа, ореол глубокой сосредоточенности соответствуют общему духу той «строгой классики», того сдержанного одухотворенного благородства, которыми отмечена скульптура портала, и ставят его в число лучших произведений пластики начала XIII века.

Величавым покоем дышит композиция тимпана Богоматери (между 1210-1220 гг.), привлекая простотой общего рисунка, благородством поз, сдержанностью жестов, серьезностью и значительностью лиц, элегантностью легких драпировок. Дух размеренного, сдержанного величия, благородного равновесия и достоинства господствует в сохранившейся до наших дней скульптуре западного фасада. Скульптурное оформление северного и южного фасадов представляет иную картину. В северном портале, исполненном под руководством Жана де Шелля около 1250 года, движения фигур стали оживленнее и разнообразнее, изящные драпировки падают широкими складками, появилось множество подробностей и второстепенных деталей, до которых художник не снисходил ранее. Количество сцен значительно увеличилось, и тяга к подробному повествовательному рассказу, полному бытовых занимательных сцен, определилась здесь в своих основных чертах уже в 50-х годах XIII века, в то время как в другие скульптурные школы Франции она придет значительно позже, к самому концу столетия, и будет успешно развиваться на протяжении всего века. Южный портал, посвященный св. Стефану, был начат, судя по сохранившейся на его цоколе надписи, 12 февраля 1258 года при Жане де Шелле и завершен Пьером де Монтрейлем. В его скульптурном оформлении продолжает развиваться тенденция к детализованному рассказу, к натуралистичности многочисленных персонажей, сцен, ситуаций, действий и дополнительных аксессуаров, наметившаяся уже в северном портале и достигнутая скульпторами ценой утери идеального величия и монументального единства, характеризующих декорацию западного фасада.

Читайте также:

Источники