Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгодному географическому положению и хозяйственному развитию греки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах. Большинство греческих колоний первоначально не были торговыми поселениями. Необходимость в основании колоний вызывалась прежде всего ограниченностью и малой плодородностью земли в приморских долинах материковой Греции и островов.
Переселение было единственным средством борьбы с голодом и временной «разгрузки» классовых конфликтов. Через три-четыре поколения колонии начали экспорт собственной продукции, становясь и торговыми городами, остро конкурирующими между собой, что порождало бесконечные войны между ними. Среди греческих городов происходили частые раздоры, особенно между ионийскими и дорийскими колониями. Враждебные отношения между городами Сицилия и Эллады начинаются во время Пелопоннесской войны; тогда же афиняне составляют план завоевания острова.
Эти города постепенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, и политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важными опорными пунктами культурной и политической экспансии.
В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.
Антиохия была красивейшим городом, раскинувшимся на территории около 20 кв. км между склонами Сильпия и рекой Оронт. Городские стены охватывали и незастроенные пространства, так что в Антиохии можно было найти и крутые скалистые склоны, и бурные ручьи, и водопады, и пещеры. Доступ в город охраняли мощные ворота. Некоторые из них назывались по местоположению, как, например, Дафнские ворота, через которые дорога вела на юг. Чуть дальше вглубь города возвышались Херувимские ворота. Их украшали металлические фигуры, о которых в Антиохии говорили, что сюда они попали из разрушенного Титом в 70 году иерусалимского Храма.
Город во всю его длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки. Посередине, в том месте, где она пересекалась с перпендикулярной улицей, возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Этот перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды в подражание знаменитому дельфийскому омфалу — по верованиям греков, центру земли — повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона. Здесь же находился и нимфей — монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. Антиохия славилась изобилием воды. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания. Селевкиды и Ирод Великий, Тиберий и Валент, один за другим цари и императоры увековечивали свою память в постройках Антиохии.
Город был славен богатыми храмами, библиотекой, носившей название Мусейон и амфитеатром, сидения которого были высечены в скале городской цитадели — акрополя. Невдалеке от царского дворца находился ипподром, где проводились скачки и заезды колесниц. Подобно его знаменитому римскому прообразу Circus Maximus, антиохийский ипподром также называли цирком. Повсюду в городе можно было найти вместительные залы, предназначенные для судопроизводства и отправления общественных дел. Такие залы назывались базиликами (9, т. 2. стр. 263-388; 16, стр. 41).